Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Новости


 


Обзор ответных мер, направленных против недружественных действий ряда иностранных государств и международных организаций



03.03.2022Bryan Cave Leighton Paisner Russia, www.bclplaw.ru

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP сообщает о принятии Президентом и Центральным Банком Российской Федерации ряда ответных мер, направленных против недружественных действий ряда иностранных государств и международных организаций, в том числе следующих мер:

 

1.         Резиденты – участники ВЭД обязаны осуществлять обязательную продажу 80 % валютной выручки, зачисленной на их счета в уполномоченных банках начиная с 1 января 2022 года на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу в пользу нерезидентов товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них) [1].

Продажа 80 % валютной выручки, зачисленной на счета резидентов в период с 1 января 2022 года до 28 февраля 2022 года, должна быть произведена не позднее 3 марта 2022 года. Продажа 80 % валютной выручки, зачисленной на счета резидентов начиная с 28 февраля 2022 года, должна осуществляться в течение 3 рабочих дней со дня ее зачисления.

На данный момент детальный порядок продажи валютной выручки не урегулирован законодательством. Вероятнее всего, до издания новой инструкции банки будут руководствовать ранее действовавшей Инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», которая формально не была отменена и действует в части, не противоречащей законодательству.

 

2.         С 1 марта 2022 года запрещаются [2]:

(a)       валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;

(b)       зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных финансовых организациях;

(c)        осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (к примеру, Western Union).

На данный момент не совсем понятно:

 

  • должен ли термин «резидент» использоваться в понимании налогового или валютного законодательства, в частности, попадают ли в число «резидентов» все граждане Российской Федерации (в том числе постоянно проживающие в иностранных государствах) или только налоговые резиденты Российской Федерации;

  • касается ли запрет, указанный в пункте (а) выше, только предоставления валюты по новым договорам займам или же под запрет попадает перечисление валюты во исполнение договоров займа, заключенных до 1 марта 2022 года;

  • запрещен ли в принципе перевод денежных средств с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными платежными системами, или же речь идет именно о переводе иностранной валюты от резидента в пользу нерезидента.

Ждем официальных разъяснений Центрального Банка Российской Федерации на данный счет.

 

3.         С 2 марта 2022 года запрещается вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 000 долларов США и рассчитанной по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации, установленному на дату вывоза [3].

 

4.         С 28 февраля 2022 года приостанавливается:

 

(a)       исполнение брокерами всех поручений клиентов – иностранных юридических и физических лиц на продажу ценных бумаг;

(b)       передача выплат по ценным бумагам российских эмитентов (то есть дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.п.) иностранным физическим и юридическим лицам.

5.

         С 2 марта 2022 года резиденты (за исключением Центрального Банка и иных государственных органов) вправе только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций («ПК») [4]:

(a)       предоставлять кредиты и займы (в рублях) иностранным лицам, зарегистрированным в или иным образом связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия или которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации («Лица из Недружественных Стран»);

(b)       совершать сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с Лицами из Недружественных Стран.

Перечень государств, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, на данный момент на законодательном уровне не установлен. В этой связи все лица, которые зарегистрированы/связаны с государствами, которые ввели какие-либо санкции против Российской Федерации, потенциально могут быть рассмотрены в качестве Лиц из Недружественных Стран. Кроме того, на данный момент не установлено ограничений на совершение сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью между резидентами и Лицами из Недружественных Стран (однако мы не можем исключить появление таких ограничений в будущем).

Разрешение ПК также потребуется резидентам на совершение сделок с ценными бумагами и недвижимым имуществом, приобретенным иными иностранными лицами (не входящими в число Лиц из Недружественных Государств) после 22 февраля 2022 года у Лиц из Недружественных Стран [5].

При этом согласие ПК не требуется на совершение сделок с ценными бумагами между резидентами и Лицами из Недружественных Стран на организованных торгах, проводимых на основании разрешений, выдаваемых Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок [6].

 

6.         В период с 28 февраля 2022 года до 31 декабря 2022 года включительно публичные акционерные общества («ПАО») получили право приобретать на основании решения совета директоров (как мы понимаем, без соблюдения ограничений, установленных ФЗ «Об акционерных обществах») размещенные ими акции, допущенные к организованным торгам, при наличии совокупности следующих условий: (1) средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенной за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов, (2) значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанного организатором торговли за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов, и (3) акции приобретаются брокером по поручению ПАО на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов. Указанный порядок выкупа акций не применяется при приобретении акций в целях сокращения их общего количества [7]. При этом Правительство также дало поручение Минфину России осуществить (с использованием «ВЭБ.РФ» и специализированных финансовых организаций) в 2022 году приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния акций российских эмитентов на сумму, не превышающую 1 трлн рублей, на условиях, определяемых Минфином России [8].

Также, во избежание провалов в производстве и разрывов технологических цепочек Правительством и Центральным Банком Российской Федерации планируется принятие новых нормативных актов, направленных на: (1) временное ограничение на вывод иностранных капиталов из активов в России и (2) предоставление налоговых и имущественных льгот для компаний с иностранным участием.

 

Текст обзора на сайте >> https://bclplaw.ru/actual/legal/90890/


 

[1] Пункты 1 и 2 Указа Президента РФ № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» от 28.02.2022 («Указ Президента № 79»)

[2] Пункт 3 Указа Президента № 79

[3] Пункт 1ж Указа Президента «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности России» от 1 марта 2022 года (http://kremlin.ru/events/president/news/67886) («Указ от 1 марта 2022 года»)

[4] Пункт 1а и 1б Указа от 1 марта 2022 года

[5] Пункт 1в Указа от 1 марта 2022 года

[6] Пункт 1г Указа от 1 марта 2022 года

[7] Пункт 6 Указа Президента № 79

[8] Распоряжение Правительства от 26 февраля 2022 года № 335-р( http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203010014)

 

 

 

 

 


Прочитавших: 693 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 






Translex - Юридически грамотный перевод




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности