Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Новости


 


Интервью с Дмитрием Мачихиным, CEO и основателем сервиса законной работы с цифровыми активами Bitnalog

 




12.11.2021Сервис для законной работы с цифровыми активами Bitnalog, bitnalog.ru

Дмитрий Мачихин, CEO и основатель сервиса для законной работы с цифровыми активами Bitnalog отвечает на вопросы Lawfirm.ru (LF).
 

LF: 1 января 2021 года вступил в силу ФЗ «О ЦФА». Кроме того, прошел  первое чтение Законопроект о налогообложении криптовалют. Многое до сих пор вызывает вопросы. Можете рассказать про суть документов вкратце: что изменилось? На кого распространяется?

Согласно вступившему в силу ФЗ «О ЦФА», инвесторы, трейдеры и майнеры до 30 апреля 2022 должны подать в налоговые органы отчеты о полученном праве распоряжения цифровыми активами, в том числе через посредников. Подача деклараций обязательна для сделок, сумма которых превышает 600 000 рублей в год.

Законопроект о налогообложении цифровых валют пока что прошел первое чтение в Государственной Думе, однако шансы, что он будет успешно реализован, очень высоки. Будущий закон обяжет криптовладельцев с доходом свыше 600 тысяч рублей в год сообщать в органы ФНС о получении права распоряжаться цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты, а также уплачивать от 13 до 15% от чистого дохода.

 

LF: Что должен будет делать гражданин или компания, чтобы инвестиции в биткоин либо любые другие операции с криптовалютами не обернулись для них проблемами с законом?

Криптовладелец должен быть готов декларировать доходы, предоставлять отчетные документы для ФНС и заверять транзакции. Следствием нововведенного закона станет легализация и возможность работать с криптовалютами прозрачно, отчитываясь и платя налоги так же, как это делают участники рынка ценных бумаг. 

 

LF: Почему закон принят именно сейчас? Какие для этого были предпосылки?

Этот вопрос сейчас стоит очень остро: Россия занимает третье место в мире по майнингу; криптовалютами владеют примерно 17 млн жителей нашей страны. Объем налогов с криптооборота в РФ за текущий год может составить 200 млрд рублей.

Рынок давно ждет регулирования, криптовладельцы хотят законно выводить «белые» средства на карты банков, кошельки и пользоваться ими в гражданском обороте.

 

LF: Как принятие закона о налогообложении криптовалют отразится на российском крипторынке? Как он затронет криптобиржи, Р2Р-платформы и обменники, и как повлияет на частных инвесторов? Вырастут ли инвестиции в криптовалюту с момента принятия законопроекта?

Легализация любого бизнеса, к чему мы относим и доходы с цифровых валют, гарантирует судебную защиту. Что касается платформ, бирж и обменников – то они будут лишь способствовать легализации, поощряя уплату налогов и декларирование операций. Если они этого не сделают, работу в России они скорее всего не смогут осуществлять из-за давления ФНС и последующего запрета. Это не в интересах бирж: на российском рынке сконцентрировано 7% от мирового объема цифровых валют, никто не захочет терять крупного клиента и пойдет на встречные условия. Вывод средств с кошелька теперь будет контролироваться исполнительной властью; кроме того, за введением законопроекта скорее всего последует дальнейшее лицензирование и сертификация таких платформ.

Если говорить о частных инвесторах – криптобизнес постепенно выходит из «серой» зоны в «белую», поэтому многие из тех, кто не решался выйти на рынок по причине нерешенных правовых вопросов, будут обретать все большую уверенность.

Таким образом, принятие законопроекта скажется на индустрии скорее положительно: юридическая ясность позволит цифровым валютам стать привычной реальностью и привлечет на рынок новых игроков.

 

LF: Как вы считаете, будут ли владельцы криптовалют исправно платить налоги – или появятся новые схемы уклонения? Какие преимущества новый закон даст тем, кто будет его соблюдать?

В налогообложении нет ничего плохого для инвестора. Платя налоги, он получает юридическую защиту. Сейчас возникает ситуация, когда мы, криптовладельцы, не даем государству легальных оснований узаконить криптоактивы. Система начнет работать лишь тогда, когда мы начнем платить налоги с дохода. В любой внештатной ситуации – банальная кража, scam, мошенничество, разбирательства во время проблемного развода – задекларировавший доход инвестор сможет доказать свои права на средства в суде. При текущих же обстоятельствах судьи воспринимают такие запросы с подозрением.

Второй важнейший столп регулирования криптовалют в мире – AML, принципы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем. Чем больше бизнесов начнут соответствовать этим требованиям, тем быстрее цифровые валюты перестанут ассоциироваться с обходной дорогой для нелегального бизнеса и одним из способов скрыть незаконно заработанные средства. 27 октября вышла новость о том,  что Tether будет изучать транзакции пользователей и при необходимости предоставлять данные органам. Легализация – глобальный тренд: правительства многих стран, среди которых Индия, США, Вьетнам, разрабатывают законопроекты о внедрении криптовалют в финансовую систему государства.

К сожалению, на пути к способу вести прозрачный бизнес людей останавливает так называемая «ошибка выжившего». “С моим другом не произошло, значит, и со мной не будет”. Эти ситуации не распространяются на большинство, это единичный случай. Но единственный гарантированный способ обезопасить себя и не играть в русскую рулетку – заплатить налог.

 

LF: Как обстоит дело с технологической базой? Сможет ли ФНС эффективно отслеживать тех, кто уклоняется от уплаты налогов с криптовалютных доходов? Как это будет осуществляться?

Не стоит испытывать иллюзий относительно полной анонимности криптовалют: контроль осуществляется не только со стороны ФНС, но и со стороны бирж. Правоохранительные органы давно умеют отслеживать транзакции, а за движением средств ведут наблюдение и международные частные сервисы. Подозрительные движения средств блокируются биржами. Средства, лежащие на холодном кошельке, по-прежнему технически невозможно отследить. Однако суть любого актива заключается в том, что им пользуются. Любой криптовладелец рано или поздно захочет вывести свои средства на банковскую карту, где за ним уже будет осуществляться соответствующий контроль.

 

LF: Какие санкции ждут неплательщиков?

За нарушение сроков подачи документов криптовладелец заплатит штраф в 10% от суммы налога, за уклонение от оплаты – 40% от суммы налога. Систематическое уклонение от налогообложения грозит лишением свободы до трех лет и блокировкой банковского счета.

 

LF: Бытует мнение, что в любой спорной ситуации, связанной с криптовалютами, российский закон будет не на стороне криптовладельца. Кейс с разблокировкой карт криптоинвестора из Ревды - это хороший знак, или единичный случай? Были ли еще подобные прецеденты?

Как я уже говорил, на данный момент криптобизнес находится в «серой» зоне. Если лицо не платит налоги с регулярного дохода, оно не является полноценным участником финансовых отношений, и, как следствие, не имеет ни обязанностей, ни прав. Обновление законодательства будет способствовать тому, что инвесторы в цифровые валюты, майнеры и трейдеры станут полноправными участниками рынка. Если гражданин исправно платил налоги и декларировал доход,  у банка не будет оснований заблокировать карту, а у суда не будет причин отказать ему в юридической защите.

 

LF: Каждый, кто сейчас взаимодействует с криптовалютой в России, задается вопросом: каково будущее крипторегулирования в России? Пойдет ли государство по пути жесткой регуляции, «закручивая гайки», или интеграции и сотрудничества? Какой путь был бы более выгоден для государства?

Рынок готов к полной легализации и налогообложению; более того – он этого ждет. Однако вместо силовых мер необходимы меры просветительские. Вместо привычного метода давления нужно демонстрировать преимущества легализации: мотивировать людей к открытости в доходах и прорабатывать их внутреннюю сознательность. Объяснять, что прозрачность бизнеса не привлечет к ним проверки ФНС, а наоборот. 

Такую работу должны выполнять не только государство, но и сервисы-посредники, к которым относится и Bitnalog. Одна из наших целей – объяснить, как работает важнейшее преимущество налогоплательщика: юридическая защита. Немногие понимают, что закон не столько про налогообложение, он про легализацию в целом.

Второе направление нашей деятельности – помочь государству создать необходимые «рельсы» для того, чтобы нововведенный закон работал на практике. Недостаточно выпустить закон, исполнительная и судебная власти должны провести масштабную сопроводительную кампанию. Задача судебной ветви – создать правоприменительную практику. Исполнительная власть должна разработать приказы с подробными инструкциями для подчиненных ведомств. Мы – сервис-провайдер, который сможет упростить эту задачу для государства и ускорить процесс уплаты налогов криптовладельцам.

К реализации такой задачи важно подходить рационально и комплексно. В противном случае индустрия, в которой Россия по состоянию на 2021 год занимает четвертое место в мире по доходам, уйдет в тень и продолжит свое существование без пополнения бюджета государства.

-----------

Дмитрий Мачихин - основатель и CEO сервиса для законной работы с цифровыми активами Bitnalog. Дмитрий является партнером международной юридической компании GMT Legal, которая занимается юридическим сопровождением инвестиций.

 

 

 

 

 

Прочитавших: 2806 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности