Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


 


"Принципы государственного контроля: новеллы и пробелы." Партнёр Alliance Legal CG Дмитрий Фесько для "Право300".


телеграм: t.me/alliancelegalcg

 

 

 



25.05.2023Alliance Legal CG, www.al-cg.com

Принципы государственного и муниципального контроля и механизмы его работы — различные форматы и способы проверить бизнес, закрепленные соответствующим федеральным законом. Редакцией 2020 года их число с десяти уменьшилось до восьми, и текущая практика показывает, что закон требует серьезных дополнений. Дмитрий Фесько, председатель наблюдательного совета (совета партнеров) и руководитель практики инвестиционного и налогового права Alliance Legal CG объясняет, какие предложения экспертов стоит принять к рассмотрению и как дополнительные принципы сработают на повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности.

Несовершенство существующей практики

Принципы контрольно-надзорной деятельности:

- выступают защитными механизмами для бизнеса и граждан;

- должны гарантировать права объектов контроля, однако выполняют свою функцию не всегда;

- карательная направленность проверок остается частой практикой во взаимодействии государства и бизнеса;

- статистика показывает, что существующих принципов может быть недостаточно для защиты бизнеса. 

На мой взгляд, в текущей версии ФЗ Сейчас ФЗ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31 июля 2020 года отсутствуют основополагающие тезисы, которые могут придать госконтролю такие необходимые характеристики: законность, обоснованность, справедливость и цивилизованность, безусловно необходимые в современной коммуникации государства и бизнеса.

В первую очередь необходимо:

- эффективное пресечение или предупреждение нарушений со стороны проверяющих органов;

- результативность и эффективность контроля и надзора - должны осуществляться только тогда, когда иные формы контроля неэффективны, а результатом выполненных проверок стали выявленные нарушения каких-либо государственных требований;

- принцип недопустимости множественности госконтроля и надзора - нововведение способствует снижению административной нагрузки бизнеса;

-  норма-принцип презумпции добросовестности контролируемых лиц, который, по сути, прежде обязывал должностное лицо в процессе выполнения мероприятий по надзору доказать наличие нарушения прежде, чем выписать бизнесу предписание;

- принцип ответственности контрольных (надзорных) органов за нарушения прав контролируемых лиц.

Эти тезисы подробно описаны в моей научной статье «Принципы государственного контроля: новеллы и пробелы» сборника «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства»*.

Что это изменит для бизнеса ?

- большая открытость информации контрольно-надзорных органов;

- отсутствие дублирующих функций и избыточных проверок наряду с гарантированностью прав бизнеса и презумпцией добросовестности позволили бы бизнесу рассчитывать на защиту и соблюдение своих прав во время контрольно-надзорных мероприятий; 

- эффективность коммуникации государства и бизнеса в сфере, которая обязана иметь не карательный, а предупреждающий нарушения характер.

* Статья подготовлена на основе публикации в сборнике материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России (Россия, Нижний Новгород, 2–3 июня 2022 года) «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства».

Подробнее в материале Право300

 

Телеграм: t.me/alliancelegalcg

 


Прочитавших: 59 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности