Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


 


«Антиотмывочные» правила: как юристам работать с клиентами». Ксения Амдур для Право.ру



14.01.2022Alliance Legal CG, www.al-cg.com

С 13 января адвокаты, нотариусы и юрфирмы по-другому начнут следить за клиентами по «антиотмывочному» закону. Они станут более детально оценивать риски доверителей. Ужесточились требования и к ведению внутренней документации: теперь передать сведения в Росфинмониторинг нужно по четкому плану. Эксперты прогнозируют, что обновленный подход увеличит документооборот для юристов и еще сильнее испортит отношения с клиентами.

Ст. 7.1 «антиотмывочного» закона (ФЗ №115-ФЗ) уже обязывает адвокатов, нотариусов, тех, кто оказывает бухгалтерские и юруслуги, и аудиторов идентифицировать своих клиентов и следить за их операциями. А при наличии любых подозрений по таким платежам незамедлительно сообщать об этом в Росфинмониторинг. Делать это нужно не всегда, а только если они готовят операции с деньгами или имуществом доверителей, а именно: 

  • сделки с недвижимостью;
  • управление деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности, купля-продажа организаций.

Для эффективной борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, субъекты ст. 7.1 ФЗ № 115-ФЗ должны разрабатывать правила внутреннего контроля. Это своего рода регламент по соблюдению требований «антиотмывочного» закона. Внутренний документ, в котором указывают порядок действия руководства и работников организаций, сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, формы документов и многое другое. По сути, правила внутреннего контроля — это пошаговый план действий по противодействию отмыванию доходов, объясняет Елена Таран, генеральный директор ООО «СКЦ по 115-ФЗ» и основатель консалтингового центра AML Club.

Раньше для адвокатов, нотариусов и юристов не было специальных требований при разработке таких правил. Им рекомендовали использовать общие, описанные в Постановлении Правительства от 30.06.2012 № 667. Ксения Амдур, советник, куратор уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal Consulting Group , говорит, что фактически форма передачи информации была свободной. С 13 января 2022 года это изменится. Именно в этот день вступает в силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами».

 

Об изменениях

Постановление четко прописывает, какие разделы теперь должны быть в правилах внутреннего контроля. Всего их девять. В отличие от общих требований, в специальные не вошли пункты о документальном фиксировании информации, приостановлении операций и действиях при отказе совершить операцию.

Правила внутреннего контроля должны содержать
✔️ Программу организации системы внутреннего контроля. Здесь нужно обозначить, как назначать человека, который отвечает за реализацию правил внутреннего контроля, и кто будет исполнять его обязанности, когда он заболеет или уйдет в отпуск
✔️ Программу идентификации клиента. В этом разделе нужно описать, как и где узнавать сведения о клиентах, их представителях и бенефициарах
✔️ Программу изучения клиента. Описание того, в какой форме фиксировать информацию о клиенте
✔️ Программу оценки и управления рисками. Как определять уровень риска клиента и когда пересматривать этот показатель
✔️ Программу выявления операций. Описать, как именно выявлять сомнительные сделки и финансовые операции
✔️ Программу замораживания. Этот пункт должен описывать порядок блокировки денег или имущества клиента
✔️ Программу подготовки и обучения кадров. 
✔️ Программу проверки системы внутреннего контроля. Внутренние проверки должны проходить не реже одного раза в год
✔️ Программу хранения информации и документов. Сведения нужно хранить в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом 

Постановление предусматривает и другие изменения, в частности связанные с оценкой рисков клиента.

С 13 января адвокатам, нотариусам и юрфирмам придется использовать более сложный подход к оценке риска. Доверителей нужно будет определять по трехступенчатой шкале оценки: высокий, средний или низкий риск.

Ксения Амдур считает, что новое постановление правительства вряд ли принципиально повлияет на работу адвокатов, нотариусов и юридических компаний, потому что обязанность уведомлять Росфинмониторинг об операциях и сделках, вызывающих сомнения в их «чистоплотности» с точки зрения легализации доходов или финансирования терроризма, существовали и раньше. 

При этом Амдур признает, что новелла увеличит внутренний документооборот адвокатов, нотариусов и юридических компаний. Таран добавила, что те, кто уже внедрил прежнюю систему, не почувствуют дискомфорта: «Утвердят новую редакцию правил, подкорректируют систему управления рисками и продолжат работать. В некотором смысле после вступления в силу постановления станет даже проще, потому что будет четкий план».

Источник: Право.ру
Автор: Ксения Амдур, Советник, куратор уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal CG.

 


Прочитавших: 70 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности