4 июня 2018 года президент Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее – «Новый закон»). До подписания документ прошел чтение в Государственной Думе Российской Федерации 22 мая 2018 года и получил ободрение Совета Федерации 30 мая 2018 года.
Новый закон сам по себе не содержит новые санкции или контрсанкции, однако уполномочивает президента принимать решения о введении новых санкций против иностранных правительств, организаций, компаний, физических лиц и товаров в ответ на расширение санкционных списков и недружественные действия в отношении российского правительства, а также россиян, российских организаций и продукции. Новый закон не содержит положений, которые незамедлительно повлияют на бизнес в России до тех пор, пока президент не решит воспользоваться своими новыми полномочиями, предоставленными по данному закону; как таковая, на данный момент наша рекомендация – «следить за новостями» и убедиться, что все сотрудники по вопросам соблюдения требований законодательства в вашей организации знают о данном развитии ситуации.
Новый закон предоставляет президенту максимальную свободу действий при определении того, что представляет собой недружественный акт, который оправдывает введение контрсанкций; он также не содержит исчерпывающего списка мер, которые президент может решить применить. Он включает 5 категорий возможных санкций, а также «иные меры», принятые по решению Президента.
Российское правительство (в России есть и президент, и премьер-министр, который возглавляет правительство, в то время как президент является главой государства; в данный момент функции премьер-министра осуществляет бывший президент Дмитрий Медведев) также играет роль в введении санкций, и перед ним стоит задача применения санкций и определения списка санкционных продуктов, услуг и/или лиц, если президент примет решение о введении санкций.
Предполагается введение следующих пяти категорий санкций:
-
прекращение или приостановление членства России или российских юридических лиц в международных организациях;
-
запрет на ввоз продукции на основании страны происхождения или личности производителя;
-
запрет на вывоз определенной продукции из России гражданами определенных стран и определенными организациями, контролируемыми иностранными лицами;
-
запрет на оказание определенных услуг и/или выполнение работ гражданами определенных стран и определенными организациями, контролируемыми иностранными лицами;
-
ограничение на участие в приватизации граждан определенных стран и определенных организаций, контролируемых иностранными лицами.
Несмотря на то, что Новый закон дает президенту почти полную свободу в определении того, как или против кого вводить санкции, он содержит некоторые ограничения: запреты на ввоз не могут быть наложены на: (а) «жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в Российской Федерации», или (b) личное имущество иностранных лиц.
Новый закон также примечателен тем, что не содержит положения, запрещающие ввоз иностранных лекарств и запрещающие некоторым иностранным гражданам работать в России. Такие положения обсуждались на более ранних этапах разработки закона и подверглись волне критики с разных сторон.
Новый закон принят отдельно от соответствующего законопроекта о принятии «блокирующей нормы», который в настоящее время рассматривается в российском парламенте и который предусматривает введение ответственности за соблюдение иностранных санкций. Рассмотрение данного предложения в настоящее время застопорилось после возражений со стороны бизнес-сообщества, впоследствии поддержанных президентом Путиным, когда на прошлой неделе он объявил через своего пресс-секретаря, что любые новые законы должны быть составлены таким образом, «чтобы естественно исключить опасения компаний, которые присутствуют на нашем рынке». Однако соблюдение контрсанкций, введенных в соответствии с новым законом, будет обязательным. Любопытно, что в пункте 4 статьи 1 Нового закона указано, что контрсанкции являются обязательными «для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц». Иностранные граждане, даже иностранные граждане на российской территории, не включены в этот список. Однако еще рано говорить о том, окажет ли это влияние на применение нового закона.
 |
Владислав Забродин
Управляющий партнер
Москва
Тел.: +7 (495) 970 10 90
|
 |
Кайл Дэвис
Советник
Москва
Тел.: +7 (495) 970 10 90
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Владиславу Забродину или Кайлу Дэвису в офис Capital Legal Services.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices
| |