Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области впервые вынесло решение по делу о незаконном использовании в рекламе символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, который пройдет в России.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что одновременное использование в рекламе герба и слов «Футбол 2018», «Волгоград 2018» вместе с товарным знаком «Волма» создает ложное представление о причастности производителей товаров под этим бредом к предстоящим матчам ЧМ-2018. В связи с этим, данную рекламу признали ненадлежащей по статье 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в России чемпионата мира по футболу». В отношении нарушителя будет возбуждено административное производство по части 1 статьи 14.3 КоАП и назначен штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Рекламодателю выдано предписание об устранении правонарушения.
На данный момент все визуальные элементы оформления Чемпионата мира имеют законных правообладателей и подлежат правовой охране. Зарегистрированы, в том числе и товарные знаки, связанные с предстоящим спортивным событием, включая словосочетания «Чемпионат мира 2018», «Россия 2018», «Москва 2018», «Волгоград 2018», «Нижний Новгород 2018», «Екатеринбург 2018», изображения кубка мира, логотипа турнира и т.д.
Обращаем внимание, что за незаконное использование охраняемых объектов символики предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность (хотя на практике она, конечно, не применяется). Так, Гражданским кодексом предусмотрена компенсация в сумме до 5 млн. рублей за каждый факт незаконного использования контрафакта, либо в размере 2-х кратной стоимости аналогичного лицензионного товара (услуги).
Более того, действия хозяйствующих субъектов, направленные на введение в заблуждение и создание ложного представления об их причастности FIFA 2018 в соответствии с действующим законодательством, могут быть признаны актом недобросовестной конкуренцией и повлечь за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. К таким действиям, прежде всего, можно отнести продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика турнира, осуществление любых видов маркетинга, призванных сформировать у потребителя представление о FIFA, введение в заблуждение о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA и т.д.
В преддверии крупных международных спортивных мероприятий антимонопольный орган достаточно активно действует в части предотвращения подобного рода нарушений. В частности, в ходе Олимпиады Сочи 2014 некоторые крупных гостиничные сети были привлечены к ответственности за неправомерное использование символики Олимпиады.
Также, в ходе Олимпиады Сочи 2014, антимонопольный орган признал актом недобросовестной конкуренции действия одного из крупнейших автодистрибьюторов, выраженные во введении в гражданский оборот автомобилей цвета кузова «Оlympic White» с незаконным использованием товарного знака, содержащего олимпийскую символику.
Необходимо быть крайне осторожными в использовании символов и выражений, которые так или иначе могут ассоциироваться с предстоящим Чемпионатом мира по футболу.
Как показывает практика, за подобные действия хозяйствующих субъектов одновременно наступает административная и гражданская правовая ответственность. В частности, административные санкции выражаются в виде наложение штрафа со стороны антимонопольного органа. В свою очередь, меры гражданской ответственности могут выражаться в виде взыскания компенсации за незаконное использование объекта интеллектуальной собственности со стороны правообладателя.
 |
Ирина Акимова
Советник, Руководитель
Антимонопольной практики
Москва
iakimova@cls.ru
Тел.: +7 (495) 970 10 90
|
_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82.jpg)
|
Дмитрий Гавриленко
Старший юрист
Москва
dgavrilenko@cls.ru
Тел.: +7 (495) 970 10 90
|
| |