Антистрессовые изменения в законодательстве о КИК
Мы продолжаем отслеживать важнейшие изменения в законодательстве о контролируемых иностранных компаниях и хотели бы представить Вам следующую информацию.
15 февраля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от №32-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (далее – «Закон о КИК»).
Закон о КИК предполагает ряд существенных изменений, уточняющих действующее регулирование Налогового кодекса РФ в сфере налогообложения КИК:
1. Устраняется двойное налогообложение дивидендов, полученных российской организацией от КИК:
-
Дивиденды, полученные налогоплательщиком при распределении прибыли КИК, не подлежат налогообложению в России при условии документального подтверждения того, что налог в отношении таких дивидендов был удержан КИК.
2. Уточнение порядка расчета прибыли КИК для целей налогообложения в России:
-
В соответствие с новым Законом о КИК налогоплательщики – контролирующие лица КИК вправе добровольно определять налогооблагаемую базу КИК в соответствии с российским налоговым законодательством.
Напомним, что ранее налогоплательщики, по общему правилу, обязаны были рассчитывать прибыль КИК на основании данных финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом КИК за финансовый год, и могли применить российские правила налогообложения, только если i) финансовая отчетность КИК не подлежит обязательному аудиту в соответствии с личным законом КИК, и ii) при условии, что постоянным местонахождением КИК является иностранное государство, с которым у РФ отсутствует международный договор по вопросам налогообложения.
-
Расширен перечень доходов, не учитываемых при определении прибыли КИК: доходы, полученные КИК в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций КИК (за исключением дивидендов), признанные в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом, не включаются в состав прибыли КИК.
3. Изменение положений, связанных с учетом имущества, получаемого налогоплательщиком в результате ликвидации КИК:
-
Срок ликвидации КИК, в результате которой налогоплательщик вправе не учитывать доходы в виде стоимости имущества, имущественных прав, полученных при ликвидации КИК, продлен до 1 января 2018 года.
При этом, установлены случаи, когда указанный срок также может быть продлен. Например, если решение о ликвидации КИК принято до 1 января 2017 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом КИК, участием КИК в судебном разбирательстве, и проч.
-
В соответствии с Законом о КИК льготы по освобождению от налогообложения в РФ имущества ликвидируемой иностранной организации распространяются не только в отношении контролирующих лиц, но и иных акционеров, участников, пайщиков, учредителей, не признаваемых контролирующими лицами, при условии соблюдения требований к процедуре ликвидации.
4. Изменение правил подачи уведомлений об участии в иностранных организациях и КИК:
-
Срок подачи уведомления об участии в иностранных организациях продлен до трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации. Ранее этот срок составлял один месяц.
-
Расширен перечень сведений, представляемых в уведомлениях об участии в иностранных организациях, а также уведомлениях о КИК.
-
Освобождены от подачи уведомлений об участии в иностранных организациях лица, участвующие в иностранных организациях исключительно через прямое или косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.
5. Уточнение процедуры признания налогоплательщиков контролирующими лицами:
-
В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК на основании того, что доля его участия в иностранной организации составляет более 10% при условии, что доля всех налоговых резидентов РФ в такой иностранной организации более 50%, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о КИК пояснения и документы, подтверждающие, что налогоплательщику не было известно о том, что он является контролирующим лицом в соответствующем календарном году.
Налогоплательщик, представивший уведомление о КИК в срок, установленный в требовании налогового органа, освобождается от ответственности, установленной ст. 129.5 НК РФ (20% от суммы неуплаченного налога) и ст. 129.6 НК РФ (100 000 рублей в отношении каждой КИК, по которой не представлено уведомление).
6. Уточняется порядок определения первого налогового периода для иностранных компаний, самостоятельно признавших себя резидентами РФ
-
Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с 1 января календарного года, первым налоговым периодом по налогу на прибыль для такой организации считается период времени с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, до конца этого календарного года.
-
Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль для организации признается период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.
|
Елена Лепнева
Старший юрист
Санкт-Петербург
elepneva@cls.ru
Тел.: +7 (812) 346 79 90
|
|
Екатерина Черненкова
Юрист
Санкт-Петербург
echernenkova@cls.ru
Тел.: +7 (812) 346 79 90
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Лепневой и Екатерине Черненковой в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
| |