По своей сути, процедура свободного склада представляет собой один из льготных режимов для участников внешнеэкономической деятельности. Свободный склад является точечным аналогом особой экономической зоны (далее - «ОЭЗ») и, наравне с ОЭЗ, является одним из механизмов привлечения инвестиций в экономику и развития производства импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров. При этом свободный склад имеет ряд преимуществ перед ОЭЗ в части финансовых и временных затрат на его создание.
Свободный склад представляет собой сооружение (помещение), в пределах которого могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары Евразийского экономического союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада.
Потенциальная привлекательность таможенной процедуры свободного склада для бизнеса обусловлена следующим:
1. В отношении иностранных товаров, используемых и размещаемых на свободном складе:
• возможность получить освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов
• неприменение мер нетарифного регулирования
2. В отношении товаров Евразийского экономического союза, используемых и размещаемых на свободном складе:
• неприменение запретов и ограничений
Законодательством в отношении вышеназванных товаров, а также товаров, полученных из иностранных товаров и/или товаров Евразийского экономического союза, разрешено совершение различных операций на свободном складе:
• складирование (хранение, накопление, дробление) товаров
• операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением
• операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств
• операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров
• операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами
Принципиально новым, отличающим процедуру свободного склада от схожей процедуры таможенного склада, является положение о возможности проведения операций с товарами, в результате которых последние теряют свои индивидуальные характеристики, тем самым образуя новый товар с новым классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
На практике, в ходе применения процедуры свободного склада могут возникнуть, в том числе, следующие вопросы:
• порядок определения статуса товаров, полученных в ходе операций по переработке (обработке), изготовлению с использованием иностранных товаров, товаров Евразийского экономического союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада
• порядок завершения действия процедуры свободного склада, а также особенности исчисления пошлин, налогов при таком завершении
В соответствии с Соглашением поместить товары под таможенную процедуру свободного склада вправе только владелец такого склада или иное лицо, определенное национальным законодательством. Владельцем склада, в свою очередь, признается юридическое лицо, включенное таможенным органом в реестр владельцев свободных складов в порядке, установленном законодательством каждой из стран-участниц Евразийского экономического союза. В настоящее время в России такой порядок разрабатывается.
С учетом важности и целесообразности развития таможенной процедуры свободного склада на территории России, а также преимуществ такого склада по сравнению с ОЭЗ (создание и функционирование свободного склада является менее затратным для государства по сравнению с созданием ОЭЗ), Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект Федерального закона № 654634-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов, связанных с применением таможенной процедуры свободного склада». Данный проект был принят в первом чтении и сейчас находится на стадии рассмотрения. Принятие данного законопроекта позволит российским компаниям в скором времени на практике оценить преимущества свободного склада как площадки для совершения производственных операций на территории России с иностранными товарами и товарами Евразийского экономического союза.
На текущий момент нам не известно о факте включения российских юридических лиц в реестр владельцев свободных складов. Существенную практическую реализацию таможенная процедура свободного склада получила, например, на территории Казахстана, где в реестр владельцев свободных складов Казахстана включено около 70 юридических лиц.
Необходимо отметить, что проект таможенного кодекса ЕАЭС сохраняет описанную выше концепцию «свободного склада», детализируя вопросы применения таможенной процедуры, ее условия и требования.
Фирма Dentons имеет существенный опыт сопровождения компаний в процессе их обращения в таможенные органы с целью включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Нами могут быть предложены рекомендации по соблюдению основных требований и условий, предъявляемых к лицам для включения в реестры, которые позволят компаниям упростить данную процедуру. Также мы можем оказать консультационные услуги в части порядка применения таможенной процедуры свободного склада, оптимизации совершения таможенных операций, в том числе провести оценку и структурирование бизнес-процессов, влияние на которые может оказывать применение таможенной процедуры свободного склада.
В случае возникновения каких-либо вопросов о практике применения норм, касающихся таможенной процедуры свободного склада, на территории Евразийского экономического союза, а также потенциальных изменений российского законодательства в этой части, мы готовы дать свои комментарии в любое удобное для Вас время.
|