Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Обзоры, Инфографика


Юридические семинары М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Последние законодательные изменения в сфере информационных технологий

Новые Федеральные законы и подзаконные акты в сфере IT, судебная практика и законопроекты.

20.01.2017Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Операторы связи и организаторы распространения информации в сети Интернет обязаны хранить метаданные на территории Российской Федерации. С 1 июля 2018 года также вступает в силу обязанность хранить сообщения пользователей на территории Российской Федерации.

Операторы связи теперь обязаны прекращать оказание услуг связи на основании запроса уполномоченных органов, а на операторов распространения информации в сети Интернет возложена обязанность предоставлять в органы, обеспечивающие безопасность информации, данные для декодирования электронных сообщений.

С 20 июля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1]. Операторов связи и организаторов распространения информации в сети «Интернет» обязали хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, письменного текста (применительно к организаторам распространения информации в сети Интернет), изображений, звуков, видео- или иных сообщений (электронных сообщений) пользователей.

Метаданные пользователей услуг связи хранятся 3 года с момента окончания осуществления соответствующих действий. В отношении пользователей сети Интернет срок составляет 1 год с момента окончания осуществления соответствующих действий.

Кроме того, операторы связи обязаны прекратить оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей связи сведениям, заявленным в абонентских договорах. Основанием для реагирования является соответствующий запрос органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Количество обязанностей организаторов распространения информации в сети Интернет также выросло. Введена норма похожая на ранее действовавшую в отношении операторов связи: обязанность предоставлять информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

При предоставлении пользователям сети Интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений организатор распространения информации в сети Интернет также обязан представлять органам, обеспечивающим безопасность информации, данные необходимые для декодирования таких электронных сообщений. Нарушение соответствующей обязанности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей.

1 июля 2018 года перечень информации, подлежащей хранению на территории Российской Федерации, дополнится текстовыми сообщениями пользователей, голосовой информацией, изображениями, звуками, видео-, иными сообщениями пользователей. Операторы связи и организаторы распространения информации в сети Интернет должны будут хранить такую информацию в срок до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения информации будут отдельно установлен Правительством Российской Федерации в срок до 1 июля 2008 года.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) подготовило проект соответствующего постановления Правительства РФ. Предлагается обеспечить хранение на территории Российской Федерации информации следующих пользователей:

  • зарегистрировавшихся или авторизовавшихся в сети Интернет с использованием сетевых адресов, относящихся к территории Российской Федерации;
  • при удостоверении своей личности представивших документы, выданные государственными органами Российской Федерации;
  • использующих программы или устройства, указывающие на нахождение лица на территории Российской Федерации;
  • указавших при регистрации телефонный номер, выделенный российским оператором связи.

До 26 января 2017 года в отношении проекта Минкомсвязи России проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.

Услуги иностранных организаций, оказанные в электронной форме, с 1 января 2017 года облагаются НДС в размере 15, 25 %. Иностранные организации должны встать на учет в Федеральную налоговую службу  через личный кабинет налогоплательщика не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в Федеральную налоговую службу и уплачивать НДС в размере 15,25 % с денежных средств, полученных за оказание услуги в электронной форме.

К услугам, оказанным в электронной форме, законодатель, в том числе относит[2]:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • оказание рекламных услуг в сети Интернет;
  • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
  • оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени);
  • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;
  • оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет.

Иностранные организации могут встать на учет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы по ссылке.

Определены условия, при которых для государственных нужд может быть закуплена продукция, происходящая из иностранного государства, а также требования к предметам контрактов (лотов) на поставку продукции.

Принято постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое устанавливает (1) перечень продукции, в отношении которой введены дополнительные ограничения и условия допуска в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (2) требования к формулированию предмета контракта (лота); (3) основания признания продукции, произведенной на территории Российской Федерации или на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

К радиоэлектронной продукции, в отношении которой постановлением введены ограничения, в том числе относятся: средства связи, запоминающие устройства, проекторы, мониторы, сканеры, принтеры, банкоматы, магнитофоны, телевизионные камеры и др.

 

Судебная практика

Ресурс linkedin.com заблокирован на территории Российской Федерации в связи с нарушением законодательства о персональных данных. «Дело LinkedIn» является первым прецедентом после вступления в силу изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и в Федеральный закон ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сентябре 2015 года[3].

Таганский районный суд вынес решение, оставленное в силе Московским городским судом, о признании деятельности Интернет - ресурса linkedin.comнарушающей требования законодательства о персональных данных и права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Ресурс linkedin.com внесен в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, и доступ к нему заблокирован.

Решение суда основано на следующих выводах:

  • Деятельность компании LinkedIn Corporation предусматривает сбор информации о гражданах Российской Федерации, ее использование и передачу, в том числе посредством сайта linkedin.com. В нарушение требований законодательства РФ запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных не осуществлено компанией LinkedIn Corporation с использованием баз данных, расположенных в РФ.
  • В соответствии с положениями политики конфиденциальности, размещенной на сайте linkedin.com, компания LinkedIn Corporation осуществляет сбор и обработку данных третьих лиц, на которых действие соглашения и иных документов, относящихся к использованию ресурса, не распространяется. Следовательно, согласие третьих лиц на обработку их персональных данных компанией LinkedIn Corporation отсутствует в нарушение требований закона.
  • Незаконные сбор и обработка персональных данных являются нарушением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

С 1 сентября 2015 года вступили в силу изменения к ФЗ «О персональных данных», которые: (1) установили порядок ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных; (2) предусмотрели создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»; (3) ввели требование о локализации персональных данных, т.е. об обязанности оператора при сборе персональных данных обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) осуществляет регулярный мониторинг ресурсов в сети Интернет на предмет нарушения законодательства в сфере персональных данных.

Другие судебные дела:

  • Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2016 года оставлено в силе Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 года по делу № А40-144534/16-144-1324 по заявлению ООО «ИСЕТ Девелопмент» о признании незаконным приказа Минсвязи РФ № 438 от 12 сентября 2016 года. Решение касалось оспаривания отказа включения в Реестр отечественного ПО.
     
  • Постановлением от 27 декабря 2016 года Девятый арбитражный апелляционный суд при новом рассмотрении дела № А40-97879/2015 взыскал с ООО «Делл» в пользу Российского союза правообладателей вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ). Суды установили, что при определении, относится ли оборудование к оборудованию, используемому для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, необходимо руководствоваться не тем, что какое-либо оборудование отнесено его производителем к профессиональному, а тем, что оно может быть использовано для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
  • Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 декабря 2016 года по делу № А20-2391/2013, принятым после определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 8 июня 2016 года по делу № 308-ЭС14-1400, установлено, что хранение программы в памяти компьютера само по себе является способом ее неправомерного использования.

 

Законопроекты

В Государственную Думу внесен законопроект, регулирующий деятельность организатора аудиовизуального сервиса и устанавливающий ограничение доли иностранного участия в уставном капитале (Законопроект № 37671-7). Дата первого чтения не определена.

Предлагается ввести понятие «организатор аудиовизуального сервиса», т.е. лица, осуществляющего формирование и (или) организацию распространения в сети Интернет, аудиовизуальной продукции. К аудиовизуальной продукции относят совокупность фильмов, кинофильмов, иных аудиовизуальных произведений и (или) телеканалов, телепрограмм, видеопрограмм. Законопроект также устанавливает критерии, позволяющие отнести сайт в сети Интернет к «аудиовизуальному сервису», в частности критерий посещаемости пользователями, находящимися на территории Российской Федерации.

Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 %, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, лишаются права выступать организатором аудиовизуального сервиса.

Введение новых видов программного обеспечения в целях регулирования порядка государственных и муниципальных закупок программного обеспечения. Оба законопроекта внесены в Государственную Думу, но дата первого чтения пока не определена (Законопроекты № 1187178-6; № 1187187-6).

Предлагается ввести новые понятия «проприетарное (закрытое) ПО» и «свободное ПО», а также установить требование обосновывать невозможность приобретения свободного программного обеспечения и сопутствующих услуг у российской компании при закупке программного обеспечения в порядке, определенном 44-ФЗ и 223-ФЗ[4].

Новые виды программного обеспечения предлагается определить следующим образом:

  • Свободное программное обеспечение- программное обеспечение, имеющее открытый исходный код и распространяемое по открытым лицензиям на условиях специального лицензионного договора, на основании которого пользователь получает неограниченное право на его установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (модификацию) по своему усмотрению в любых, не запрещенных законом целях.
     
  • Проприетарное (закрытое) программное обеспечение- программное обеспечение, правообладателем которого является его разработчик или иной владелец авторского права, обладающий исключительным правом на использование, модификацию, копирование и распространение этого программного обеспечения, что реализуется как через использование технических средств, так и с помощью лицензионных соглашений, содержащих в себе полный или ограниченный запрет на копирование, модификацию и распространение программного продукта при любых обстоятельствах.

 

[1]Изменения внесены федеральным законом от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

[2]Полный перечень представлен в статье 2 федеральном законе от 3 июля 2016 года N 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[3]Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

[4]Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;  Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

 

Авторы:

Мария Демина, юрист 

Павел Садовский, руководитель практики интеллектуальной собственности/TMT 

 


Прочитавших: 1638 Версия для печати

Последние публикации:





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты