На площадке Петербургского международного юридического форума специальная сессия была посвящена цифровым картелям. Отдельно обсуждался вопрос о доказывании картелей. С докладом о возможности использования сведений, составляющих тайну связи, для раскрытия цифровых картелей, и о том, какие законодательные инициативы необходимо принять, рассказал председатель Генерального совета ААЭ Андрей Рего. Выступление вызвало массу вопросов в зале.
Как отметил Андрей Рего, антимонопольному регулятору, не будучи органом, осуществляющим ОРД, вряд ли стоит претендовать на доступ ко всем сведениям, составляющим тайну связи, в том числе содержанию телефонных переговоров и передаваемых электронных сообщение. Это очень чувствительная информация. И даже в рамках уголовных дел она используется для доказывания преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Статья о картелях в уголовном кодексе к таковым не относится. Для раскрытия картелей вполне достаточно технической информации, которая есть у операторов связи. Но при этом все равно нужно урегулировать вопрос получения ФАС России судебной санкции.
Член Генерального совета ААЭ Денис Гаврилов принял участие в сессии ФАС России «Интеллектуальная собственность и антимонопольное регулирование». В мире такое регулирование основывается на положениях Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS). В Российской Федерации требования антимонопольного законодательства не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности и соглашения по ним.
Участники сессии обсудили внедрение инструментов принудительного лицензирования в тех случаях, когда злоупотребление правообладателем своими правами может приводить к нарушению публичных интересов: обороны и безопасности государства, жизни и здоровья граждан.Такие положения содержатся в международных соглашениях и имеют место в практике других государств.
В заключение мероприятия эксперты пришли к единому мнению, что изменение российского законодательства в части введения антимонопольного регулирования интеллектуальной собственности позволит обеспечить эффективность государственного регулирования, однако при этом необходимо обеспечить баланс интересов правообладателя и публичных конституционных интересов.
|