Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан, юридическим и физическим лицам, участникам гражданских правоотношений, предоставлен широкий массив гражданских прав, к числу которых можно отнести материальные и различного рода нематериальные блага.
Динамика развития экономических отношений, повышение правовой культуры и грамотности среди предпринимателей обуславливает необходимость правильного применения вышеуказанных благ, что требует их глубокой и всесторонней регламентации. Это утверждение особенно можно отнести к нематериальным благам, интерес и применение которых возрастает по мере повышения их роли в общественном сознании.
Восьмая глава ГК РУз, в статьях 97-100, относит к числу нематериальных благ результаты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации, такие, например, как товарные знаки, фирменные наименования и прочее, служебную и коммерческую тайну, право на имя и неприкосновенность, честь, достоинство и деловую репутацию.
При этом рассматриваемые нематериальные блага охраняются от любого неправомерного посягательства со стороны всех третьих лиц. Защита чести, достоинства и деловой репутации и других нематериальных благ имеет свою специфику, обусловленную особым характером этих нематериальных благ. ГК РУз гарантирует гражданам и юридическим лицам право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им гражданскими правами, и в том числе, правом на их защиту. Статья 11 Гражданского кодекса закрепляет различные способы защиты нематериальных благ, в том числе и посредством признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков и упущенной выгоды, компенсации морального вреда.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Республики Узбекистан за № 5 пл-92 от 19.06.1992г. «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций», разрешение судами споров связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций, в отношении которых распространены порочащие сведения, отнесено к числу важнейших и первостепенных задач поставленных перед судебной системой.
Тем не менее, приходится констатировать тот факт, что, несмотря на детальную процессуальную проработку механизма защиты нематериальных благ и сложившуюся судебную практику, действующее законодательство до сегодняшнего дня не содержит юридического закрепления и раскрытия на нормативном уровне таких правовых дефиниций и понятий, как «честь» и «достоинство». Термин же «деловая репутация», в узком смысле, отчасти регулируется законодательством о бухгалтерском учете.
1. Основные термины
В правоприменительной практике и научной литературе под определением «честь» понимают положительную общественную оценку социальных и духовных качеств личности. «Достоинство» предполагает положительную субъективную самооценку человека, осознания им своего положения в обществе. «Деловая репутация» - это оценка деловых качеств лица в общественном сознании. Она может быть как положительной, так и отрицательной.
В соответствии со ст. 100 ГК РУз гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Правило настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Как показывает практика, лица, обращающиеся в суд за защитой своих прав по данной категории споров, не единообразно подходят к пониманию понятий «порочащие сведения». При отсутствии законодательного закрепления данного понятия, применяется следующее судебное толкование данного термина, нашедшего свое отражение в п. 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда: порочащими сведениями считаются такие сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества.
При этом не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведении в общественном месте, коллективе, быту.
Важно подчеркнуть, что физические лица - граждане либо индивидуальные предприниматели имеют право на опровержение сведений, затрагивающих их честь, достоинство и деловую репутацию, в то время как юридическое лицо управомочено на защиту только деловой репутации. Такое различие объясняется тем обстоятельством, что граждане-предприниматели по осуществляемой деятельности приравнены к лицам юридическим, однако не тождественны последним в виду того, что честь и достоинство – категории, присущие лишь физическим лицам, в отличие от деловой репутации, которую в равной степени имеют как физические, так и юридические лица.
2. Деловая репутация и СМИ
Статья 27 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» предусматривает, что юридическое или физическое лицо вправе требовать от редакции опровержения опубликованных в средстве массовой информации недостоверных и порочащих его честь и достоинство сведений.
Юридические и физические лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате публикации, вправе опубликовать в данном средстве массовой информации опровержение. Опровержение или ответ должно быть опубликовано под специальной рубрикой или на той же полосе, где размещался материал, послуживший причиной появления ответа. Обязательный срок опубликования в газетах - в течение одного месяца со дня получения опровержения или ответа, в других периодических изданиях - в очередном номере. Опровержение или ответ, полученный редакцией радиовещания либо телевидения, передается в эфир в той же программе или цикле передач не позднее одного месяца со дня поступления.
Следует отметить, что судебному рассмотрению подлежат требования об опровержении порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений, независимо от того, в какой форме и каким способом они распространены. При этом ст. 27 Закона «О средствах массовой информации» закрепляет положения о том, что юридическое или физическое лицо вправе обратиться с иском к СМИ в суд лишь в случае уклонения средства массовой информации от публикации опровержения либо ответа или нарушения установленного срока публикации. Законодательство предусматривает для данной категории споров досудебный порядок урегулирования.
При этом Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» предоставляет право участникам гражданского оборота защиту своего нарушенного права двумя способами: опубликованием опровержения и опубликованием ответа. То есть помимо опровержения, не соответствующих действительности порочащих сведений, можно требовать так называемый ответ на публикацию в отношении тех не соответствующих действительности сведений, которые не носят порочащего характера, но затрагивают права и охраняемые законом интересы лица. Например, публикации искаженных данных из финансового отчета какого-либо акционерного общества или не соответствующей действительности информации об изменении фирменного наименования компании заслуживают как раз ответа, а не опровержения.
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию юридического или физического лица, следует понимать опубликование их в средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу.
Сообщение таких сведений лишь лицу, которого они касаются, не могут признаваться их распространением.
Гражданин, которому сообщены оскорбительные для него сведения, вправе обратиться в суд с просьбой возбудить дело о привлечении лица к уголовной ответственности по ст. ст. 139, 140 УК РУз или к административной ответственности по ст. ст. 40, 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности за оскорбление или клевету при наличии на то оснований.
3. Опровержение судебных решений
На практике большой интерес вызывает вопрос возможности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и наносящих урон деловой репутации, в сведениях, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах государственных органов. В таких документах могут содержаться факты, как соответствующие действительности, так и не соответствующие.
При возникновении подобной ситуации следует иметь в виду следующее. По общему правилу, лицо, чьи права затронуты, например, в судебном решении, не вправе предъявить требование об их опровержении, поскольку для их обжалования предусмотрен иной установленный законом порядок.
Так, если в отношении юридического лица в судебном решении содержится вывод о том, что он ненадлежащим образом исполнил договор, то такое суждение способно умалить деловую репутацию юридического лица в глазах бизнес окружения. Однако подобный вывод является следствием судебного разбирательства, поэтому, если сторона в споре не согласна с таким решением, то процессуальное законодательство предоставляет ей право обжаловать решение в суд вышестоящей инстанции.
Следует иметь в виду, что если вместе с просьбой о защите чести, достоинства и деловой репутации истцом заявлено требование о возмещении материального или морального ущерба, причиненного распространением порочащих сведений, суд разрешает это требование в соответствии со ст. ст. 985 - 1021 ГК РУз. Согласно ст. 985 Гражданского кодекса вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Возможность компенсации морального вреда физическим лицам достаточно четко урегулирована действующим законодательством. Тем не менее, в хозяйственные суды поступает большое количество исковых заявлений с требованиями компенсации морального вреда в пользу юридических лиц. Здесь следует подчеркнуть, что под моральным вредом в ст. 1021 Гражданского кодекса понимаются физические и нравственные страдания. В силу своей правовой природы юридическое лицо не может нести ни нравственных, ни физических страданий. Если страдания и причинены, то - сотрудникам юридического лица, его учредителям, руководителям. Но тогда именно они, физические лица, и должны заявлять самостоятельные требования о возмещении морального вреда.
4. Денежный эквивалент деловой репутации
Анализ большинства исковых требований о взыскании ущерба, причиненного деловой репутации, позволяет выявить то обстоятельство, что далеко не все предприниматели единообразно подходят к способам оценки деловой репутации, размеру ее ущерба, и тем более, к способам ее защиты.
Нематериальные блага, используемые в предпринимательской деятельности, именуются в бухгалтерском учете нематериальными активами. Согласно НСБУ за № 7 «Нематериальные активы» от 27.06.2005 г. (зарег. МЮ РУз.№ 1485), нематериальные активы - идентифицируемые объекты имущества, не имеющие материально-вещественного содержания, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или реализации товаров, либо для осуществления административных и иных функций в течение длительного срока.
Первоначальной стоимостью нематериальных активов является стоимость фактически произведенных затрат (сумма денежных средств или их эквивалентов или текущая стоимость другого возмещения) по созданию (разработке) или приобретению нематериальных активов, включая уплаченные и не возмещаемые налоги (сборы), а также другие затраты, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для использования его по назначению.
В бухгалтерском учете деловая репутация именуется «гудвилл». Гудвилл (цена фирмы, деловая репутация), созданный самим хозяйствующим субъектом, не должен отражаться в качестве актива, так как он возникает при покупке предприятия как разница между ценой покупки и фактической ценой активов, составляющих данный субъект. Следовательно, при подаче искового заявления о возмещении урона деловой репутации сторона должна представить и доказать денежный эквивалент, оценку своей деловой репутации, и исходя из данных финансовых показателей, представить расчет суммы нанесенного ей экономического урона.
Таким образом, в правоприменительной практике представляется крайне важным правильное разграничение и избрание способов защиты нематериальных благ с учетом процессуальных правил и законодательства о бухгалтерском учете.
| |