1. Суть представительств иностранных компаний в Узбекистане
Любая бизнес-структура, компания в мире пытается расти и выходить на внешние рынки, расширять географию своего присутствия в мировом экономическом пространстве. Другого пути для бизнеса практически нет, если бизнес имеет целью свое реальное дальнейшее расширение, развитие и рост своего объема.
Конечно же, в мире постоянного развития и совершенствования глобальных информационных технологий и телекоммуникаций, а также всемирной сети интернет границы государств постепенно стираются, практически становятся условными, однако юридическое и фактическое присутствие компании (головной) вне территории ее учреждения - крайне необходимо и, соответственно, приобретает в наше время актуальную значимость.
И в этом смысле для любой бизнес-структуры (головной компании) не столь важно ведение (осуществление) ею непосредственно коммерческой деятельности на той или иной территории, сколь важносохранение (удержание) контроля над своим бизнесом в той или иной стране.
Безусловно, корпоративная практика практически в любой стране мира предусматривает возможность открытия компаний в различных организационно-правовых формах. Скажем, в Узбекистане наиболее распространенными правовыми формами принято считать акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), частные предприятия (ЧП) и т. д. Иностранные компании могут создавать в одной из вышеупомянутых форм свои дочерние иностранные предприятия, владея полным пакетом акций (долей), либо создавать совместные с узбекским капиталом компании.
Вместе с тем, возможность иностранной компании осуществлять деятельность на территории Узбекистана в форме представительства, в том числе, порядок его аккредитации и деятельности предусмотрена действующим законодательством. Открытие представительств осуществляется путем их аккредитации в государственном органе - Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (МВЭСиТ).
2. Цели и преимущества представительств иностранных компаний
Целью аккредитации представительства иностранной компании являются представление и защита интересов иностранной компании на территории Узбекистана. При чем, основными преимуществами создания представительств являются:
- прямой выход и работа на узбекском рынке;
- расширение круга клиентов головной иностранной компании;
- содействие в поиске партнеров по совместным проектам и их консультации;
- выполнение не только определенных поручений иностранной компании, но также и организация технического и бытового обеспечения переговоров, встреч, других мероприятий и заключение сделок;
- обработка предложений от потенциальных инвесторов и передача сведений иностранной компании;
- разработка рекламных мероприятий;
- изучение конъюнктуры, обобщение информации и предложений по созданию совместных производств и многое другое.
3. Особенности деятельности представительств
Следует при этом обратить внимание на то, что представительства не являются юридическими лицами и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность. Исключение составляет случай относительно представительства иностранной авиакомпании, которое имеет право осуществлять коммерческую деятельность на территории Узбекистана в порядке, установленном законодательством.
Однако это вовсе не означает, как ошибочно об этом полагают, что представительства вообще не осуществляют какой-либо деятельности либо такая деятельность очень ограничена. Речь идет именно о том, что представительства не осуществляют коммерческую деятельность в какой-либо ее форме.
Но при этом представительства осуществляют определенную деятельность, не противоречащую законодательству, следовательно, возможность осуществления которой должна быть предусмотрена ее основным, так называемым условно, «учредительным документом» - положением о представительстве.
4. Смысл и содержание положения о представительстве
Положение о представительстве должно четко определять меры возможного, объем полномочийдеятельности представительства. Это, в частности, выражается в следующем:
- представление и защита интересов компании на территории Республики Узбекистан;
- организационное и техническое обеспечение деятельности работников компании;
- выполнение разовых поручений компании;
- организация технического и бытового обеспечения переговоров, встреч, других мероприятий, а также ведение переговоров и заключение сделок от имени компании;
- исследование рынка основной деятельности головной компании, а также содействие в поиске партнеров по совместным проектам, в том числе поиск потенциальных инвесторов и их консультации;
- подготовка и организация ярмарок, симпозиумов, выставок, семинаров, презентаций, переговоров; обработка предложений от потенциальных инвесторов и передача сведений компании;
- разработка рекламных мероприятий; изучение конъюнктуры, обобщение информации и предложений по созданию совместных производств.
Кроме того, представительства могут осуществлять также:
- ведение внешнеэкономической деятельности компании в Узбекистане, в том числе, ввоз и вывоз имущества;
- подписание деклараций, товаросопроводительных накладных и других таможенных документов, получение в таможне, по почте, телеграфу, по железной дороге любого имущества, упаковок, ценностей, писем или телеграмм, адресованных компании, включая право предоставления любой упомянутой формы или любой другой формы требований и претензий на рассмотрение государственными органами или судами, в случае необходимости;
- представление компании любому государственному учреждению, ведомству или министерству, любому законодательному органу или любому другому ведомству или государству или частному учреждению для защиты прав компании;
- обращение в суд, предоставление письменных ответов по требованию суда в любой и всех юридически признаваемых формах;
- защита компании в любом юридическом действии или выборе юридического консультанта, в случае необходимости, для защиты прав и активов компании;
- юридическое ведение любого дела против третьих сторон или других сторон при нарушении договорных соглашений с компанией;
- реализация все необходимых действий в соответствии с действующим законодательством для обеспечения того, чтобы бизнес деятельность компании осуществлялась приемлемыми и эффективными методами для реализации целей компании;
- выплата всех налогов и обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
Вместе с тем, на практике часто встречаются случаи, когда упомянутые выше полномочия не прописываются в полной мере в их положениях, что может стать порой серьезным препятствием в отношениях с государственными органами и учреждениями, банками, биржами и т. д.
5. Структура положения о представительстве
Хотя законодательство и не предъявляет для такого документа четко установленной формы, тем не менее, в его структуру рекомендуется включить такие положения, как:
1) общие положения (наименование, юридический адрес, статус и т.д.);
2) задачи и функции представительства;
3) имущество представительства;
4) управление представительством;
5) полномочия компании (в отношении представительства);
6) полномочия главы представительства;
7) контроль за деятельностью представительства;
8) персонал и трудовые отношения;
9) обязательства представительства перед МВЭСиТ РУз;
10) учет и отчетность представительства;
11) прекращение деятельности представительства и т. д.
На практике очень часто иностранные компании не прописывают такие положения, что, в конечном счете, сказывается не в пользу компании в ее деятельности.
Кроме того, законодательство предъявляет к положению требование надлежащего его оформления (легализации в соответствующем консульстве либо апостилирования).
Таким образом, при аккредитации представительств иностранных компаний, сами компании должны иметь хотя бы общие представления о статусе представительства, формах ее деятельности, а также о тех нюансах в порядке его создания, которые не всегда могут им быть известны.
Партнер, Исполнительный директор
ЮФ «Diplomat Law»
Жахонгир Азимов
|