Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


НАЛОГИ -2014: Тенденции и риски.

 


Налоги на сегодня являются тем инструментом, который в значительной степени определяет развитие и состояние бизнеса в стране. Конечно, есть множество других способов ограничить и урегулировать деятельность предпринимателей в торговле и производстве, сфере услуг и финансах. Но налоги являются универсальным регулятором. Да и интерес государства к пополнению бюджета реализуется через налоговые обязательства. Вот только не все способы хороши для пополнения бюджета. Ещё несколько лет назад мы имели совершенно неприемлемую ситуацию, когда высокий уровень налогообложения компенсировал государству скверную систему администрирования этих налогов.

13.02.2014Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov, www.tk-legal.ru

  В этой ситуации честный бизнес с невысокой маржинальной доходностью просто загибался, пытаясь свести концы с концами или был просто вынужден применять сомнительные налоговые схемы для снижения расходов. Именно к нему и шли проверяющие из налоговой инспекции, потому что так проще. Весь бизнес на виду – производство,  сельское хозяйство, социальную сферу  быстро не свернешь и не унесешь. Зато предприниматели, не обремененные обязательствами перед обществом и не имеющие серьезных активов годами создавали "вертушку"  из новых и реорганизуемых ООО, "ликвидируемых" по типовым схемам, плодили (не без участия банков) схемы с "фирмами-однодневками", населенными неразумными  студентами, алкоголиками и прочими низкосоциальными элементами.  Их никто до настоящего времени серьезно и не ловит... так, больше имитация деятельности. Но в целом бюджет наполнялся, и  средняя собираемость налогов, как "средняя температура по больнице", нормальная. 


  Вот и получается, что налоги собираются с тех, у кого есть, что взять и кто не успел спрятаться,  а не в зависимости от наличия  объекта налогообложения. Какая уж тут конкуренция…! Попутно можно отметить, что и пресловутая "необоснованная налоговая выгода", установленная Постановлением № 53  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в 2006 году, не что иное, как механизм правового переложения налогового бремени с налогоплательщика на его платежеспособного контрагента. По сути это расписка в неспособности  государства эффективно бороться с агрессивным налоговым планированием и финансовыми преступлениями. А за это время будут процветать торговые и финансовые посредники, сфера развлечений, да и просто неплательщики по привычке,   а реальный сектор экономики вместе с мелкими предпринимателями  будут умирать под тяжестью налогов, которые они вынуждены  платить за себя и за "того парня".   А тут ещё бессмысленность некоторых налоговых обязательств... Ну скажите, к примеру,  кому нужен НДФЛ, уплачиваемый с суммы доходов гражданина в пределах реального прожиточного минимума? Только чиновникам, которые сначала за свою зарплату его будут собирать, а затем выдавать этим же гражданам в виде социальных льгот и пособий. Получается минимум эффекта и максимум расходов на внутреннее административное трение.   Так в чем же видится выход из ситуации? Могу предположить, что фискальная сфера должна развиваться в тех же направлениях, что и в большинстве экономически развитых стран:       = перенос основной налоговой нагрузки со сферы производства в сферу потребления. Это предполагает  снижение суммовой налоговой нагрузки на реинвестируемый в бизнес капитал и плавное повышение ставок на конечное потребление с учетом достаточного  необлагаемого минимума, а также социальных особенностей России. Так, с 2014 года сделана попытка изменить транспортный налог в форме повышающих коэффициентов для дорогих автомобилей стоимостью 3 млн. рублей и более (Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ, изменения в ст. 362 НК РФ).     =  общее снижение уровня налогообложения в тех сферах, которые находятся на грани рентабельности при  существующем уровне фискальной нагрузки, а также для стимулирования инвестиций.   Возможно в ближайшее время субъекты РФ смогут получить право предоставлять двухлетние налоговые каникулы вновь созданным компаниям, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной и научной сферах.  Над такими законопроектами уже работают Минфин России и Минэкономразвития России по поручению Президента, указанному в последнем Послании Федеральному собранию.   =  усиление ответственности за "агрессивное налоговое планирование", повышение эффективности налогового контроля и устранение избирательного налогообложения. Если все будут платить, то и бюджет не пострадает и средняя налоговая нагрузка на субъекты бизнеса должна снизится.  Нам давно известна формула, что в наказании главное не жестокость, а неотвратимость. 

Вот тут и выходит на первый план вопрос повышения эффективности налогового контроля и администрирования. И тут у налоговой службы тоже не все хорошо... низкий уровень зарплат инспекторов, недостаточность штата, неопределенно переменчивая судебная налоговая практика, пресловутые планы по сбору налогов, сокращенные сроки проверки, непосильное пока бремя доказывания и существенная ограниченность в методах информационного контроля... На практике некоторые налоговые инспекции страны уже забыли что такое нормальные выездные налоговые проверки, кроме поиска фиктивных контрагентов и "бюджетных" предложений налогоплательщикам.  А добросовестные налогоплательщики  должны будут компенсировать все эти издержки.  

Задачи эффективного налогового контроля требуют выполнения многих различных, в т.ч стратегических  условий. Я бы отметил, прежде всего - это исключение массового оборота наличности в стране, которая всегда сопутствует теневому бизнесу и развитию коррупции. На сегодня наличный оборот по некоторым данным сравним с бюджетом России. Не будет наличного оборота - не будет и места для "фирм-однодневок". А безналичный оборот существенно легче контролировать.  Активное развитие в последние годы безналичных расчётов населения, в том числе по зарплатным проектам и он-лайн системам платежей  должно способствовать решению этих задач.   Второе - это повышение уровня информационной прозрачности в активах и деятельности бизнеса и граждан.   Весь мир уже давно идет по пути гласной или негласной девальвации понятия "тайна". Причем любого вида тайны.  Нашим предпринимателям это на пороге 2014 года надо четко понимать. Государство будет существенно расширять информационное поле для целей контроля и администрирования налогов. В развитых странах имеется возможность контролировать все сделки и расходы  граждан и организаций. Количество используемых службой внутренних доходов США информационных баз измеряется десятками. С получением общей информации у них нет никаких проблем. Например, налог с налогооблагаемых доходов граждан США  дополнительно контролируется  расчётным путем с учётом изменения активов и доходно-расходных операций по счетам в финансовых организациях.  Думается в короткое время вернется некогда умерший в России законопроект о контроле за расходами граждан. Пока страна будет контролировать только доходы, недобросовестные чиновники будут жить в замках на берегу моря...   Так в январе 2014 года на уровне Минфина РФ, Центрального банка и Минэкономразвития принято решение о дополнительном контроле за расходами российских граждан, совершаемых в наличной форме. Их планируется ограничить суммой в 300 тысяч рублей по каждой сделке. В первую очередь это может коснуться покупок недвижимости,  автотранспорта, антикварианта,  драгоценных металлов и ценных бумаг.  Полномочия по контролю планируется передать ФНС России, что только расширит её информационный горизонт.    На уровне контроля крупного бизнеса в 2014 году доминирующим направлением деятельности налоговых органов будет возврат налоговой базы из-за рубежа. Причем это не Российское изобретение, а общемировой тренд.  

Во время встречи глав G20 «Большой двадцатки» в начале сентября 2013 года в Санкт-Петербурге вопрос деоффшоризации и необоснованного переноса налоговой базы в низконалоговые юрисдикции  обсуждался особо и был представлен план BEPS, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рамках этого плана отражен целый ряд мер, связанных с тем, что налоговые органы должны выявлять и отличать законные конструкции ведения бизнеса от тех, которые будучи формально правильными, имеют одну единственную цель – уклонение от уплаты налогов.  На сегодня на межгосударственном уровне приняты достаточно серьезные решения, которые позволят налоговым органам разных стран обмениваться налоговой информацией  в упрощенном режиме взаимодействия. Для ряда европейских государств уже принимаются меры по раскрытию информации о реальных собственниках британских оффшоров, включая любимые россиянами Британские Вирджинские острова ( BVI).   В течение 2014 года будут разрабатываться и опробоваться системы прямого информационного доступа российских налоговых органов к информации о российских налогоплательщиках, имеющих доходы и активы за рубежом. Под давлением ОСЭР даже консервативная Швейцария согласилась с ограниченным раскрытием  информации для фискальных целей. Готов к сотрудничеству с РФ в вопросах налогового обмена информацией Сингапур просто на основе взаимности.  Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме, и нет сомнений в том, что она будет ратифицирована, хотя и не без оговорок. Применение данной Конвенции позволит существенно изменить методы налогового контроля операций российских бенефициаров.   

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" внес поправки в большое количество законодательных актов, в том числе и в те, которые имеют отношение к сфере налогообложения и вступили в действие с 01 января 2014 года.   Теперь налоговые органы вправе потребовать объяснения от налогоплательщиков, предоставляющих налоговые декларации с убытком или уточнения с увеличенным возмещением по НДС относительно причин и размера полученных убытков.   Для упрощения обработки отчетности самого проблемного налога -НДС, с этого года вводится обязательное декларирование в электронной форме ( п. 5 ст. 174 НК РФ). Даже налогоплательщик,  находящийся на УСН, в случае ошибочного выставления счета-фактуры должен будет сдать отчетность в электронной форме. С 1 января 2014 г. изменяется редакция п. 1 ст. 119 НК РФ. Теперь за  непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговую инспекцию по месту учета привлекаться к ответственности по ст. 119 НК РФ будут и налоговые агенты.  

ФНС России ведет весьма активную работу в плане развития информационного обеспечения деятельности и исключению ручной обработки данных. Справедливости ради, надо отметить, что сайт ФНС можно признать самым понятным и эффективным среди всех государственных интернет - ресурсов. Так Приказом ФНС России от 14.01.14 г. вводится в эксплуатацию новый интернет - ресурс "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Он должен стать хорошим источником получения своевременной информации о состоянии налогового администрирования, в отличие от традиционной почтовой рассылки, ускорить процессы приема и обработки документов и дать возможность принимать более правильные решения в части управления состоянием расчетов с бюджетом.   Отдельным направлением контрольной работы налоговых органов является контроль за трансфертными ценами. Уже прошел первый срок сдачи уведомлений за 2012 год  и в 2014 году будут нарабатываться подходы и методы контроля трансфертных сделок.  С 2014 года вступили изменения в ст. 105.14 НК РФ, которыми расширен перечень контролируемых сделок. В частности, в него вошли сделки, одна из сторон которых является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и (или) пониженную ставку по налогу на прибыль. Такие сделки будут контролироваться, если сумма доходов по ним превысит 60 млн. рублей за календарный год.  Эта работа пока ведется на уровне ФНС, но горизонты ценового контроля постоянно расширяются. Есть все основания полагать, что и в рамках выездных налоговых проверок инспекциями по месту постановки на учет смогут применяться методы контроля  цен в сделках несмотря на отмену прежней ст.40 НК РФ. Правда теперь им, видимо,  придется ссылаться на критерий "необоснованной налоговой выгоды" при выявлении случаев искажения цен сделок.   

Нельзя не отметить, что часть налоговых споров будет смещаться в сторону экономической оценки условий деятельности  - из "чистого" права в экономико-правовые оценки. И здесь уже не будет правых и неправых, а будет актуален вопрос о степени «правоты». Такие вопросы расширяют возможности для досудебного урегулирования налоговых споров. Федеральный закон 153-ФЗ от 02.07.2013 года  ввел с 01.01.2014 года второй этап досудебного урегулирования всех возможных налоговых споров. В результате вводится  обязательное досудебное урегулирование всех без исключения налоговых споров. По мнению большинства экспертов это хорошо. В мире в судах рассматриваются обычно не более 10% налоговых споров. Теперь налогоплательщик и налоговики будут вынуждены  искать некий компромисс в оценке обязательств, обстоятельств и правопонимании.  Сокращение правоприменительной базы в связи с сокращением количества налоговых споров в судах с одной стороны позитивное явление, но, с другой стороны, оно лишает налогоплательщиков критериев оценки правильности применения нашего технически несовершенного законодательства. В результате граждане и бизнес теряют источники для оценки налоговых рисков, которые ранее видели на уровне судебных дел.    При этом, в соответствии с принятой Концепцией развития досудебного урегулирования налоговых споров предполагается создание ФНС самостоятельного ресурса на базе практики разрешения налоговых споров  в досудебном порядке. В начале этого года на сайте ФНС России такой интернет-сервис запущен. В него будут вноситься наиболее значимые решения по апелляционным жалобам на действия инспекций. В течение 2014 года планируется, что сервис заработает в полном объеме. Представляется, что вряд ли это будут споры разрешенные в пользу налогоплательщика. Вопрос объективности позиций тут полностью останется за фискальным ведомством.  

Отдельного внимания в наступившем году заслуживают риски налогоплательщиков вследствие передачи части полномочий по контролю за уплатой налогов правоохранительным органам. Следственный комитет должен получить полномочия по расследованию налоговых преступлений без предварительных решений ФНС.  Кроме того, Законом ФЗ-134 от 2013 года информация, полученная органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность может  передаваться в налоговые органы для принятия соответствующих решений. Сами же материалы  ОРД будут определёнными доказательствами в ходе налоговых проверок.   А с 26.01.2014 года вступает в силу совместный приказ МВД и ФНС от 12.11.2013 года  о порядке и сроках проверки такой информации инспекциями в рамках налогового контроля.    В целом можно отметить, что уровень качества налогового администрирования развивается высокими темпами, и возможности у российского бизнеса  для грубого ухода от налогов сокращаются. При этом, хочется надеяться, что очередное повышение собираемости налогов не убьет надежду у россиян на адекватный уровень самой налоговой нагрузки и на эффективность диалога с налоговым ведомством.  

Першин Михаил Викторович

Першин Михаил Викторович
Партнер
Руководитель налоговой практики
Кандидат юридических наук

 

Прочитавших: 6147 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности