Практика показывает, что в числе приоритетных направлений участия частного бизнеса в государственно-частном партнерстве медицина занимает, к сожалению, далеко не первое место. Картина здесь примерно следующая: транспортная инфраструктура – 65 %; жилищно-коммунальное хозяйство – 55 %; энергетика – 35 %; строительство – 30 %; промышленность – 30 %; здравоохранение – 18 %. Такой разброс характерен для развивающихся стран, в то время как развитые страны (Европа, Америка, Канада и др.), наоборот, отдают предпочтение именно социальной сфере, стабильное положение которой гарантирует высокий уровень жизни населения.
Подобный расклад говорит о недооценке потенциала использования механизмов ГЧП в этой области, слаборазвитой законодательной базе. Вполне возможна передача в управление частному бизнесу незадействованных или пустующих мощностей лечебно-профилактических учреждений, естественно, при соблюдении впоследствии надлежащего контроля со стороны государства. Интерес государства в таких проектах будет обеспечиваться снижением расходов по содержанию неиспользуемых медицинских учреждений, а экономия может быть направлена на развитие востребованных видов медицинской помощи.
Еще одной формой взаимодействия может стать передача на определенных условиях на определенный срок плохо работающих государственных организаций менеджменту частных компаний. Создание своего рода управляющей компании, которая смогла бы более эффективно и грамотно расходовать бюджетные деньги. Зачастую именно такие наемные руководители могут по-новому взглянуть на стандартные проблемы и найти нестандартные решения. Они могут управлять бизнес-процессами в медицине по законам рынка.
Конечно же, для того чтобы реализовать все эти идеи нужно внести соответствующие изменения в местное и федеральное бюджетное, налоговое и гражданское законодательства. Однако более детальная проработка и совершенствование нормативной правовой базы необходима, но она не является определяющим условием в части повышения уровня оказываемых услуг и качества обслуживания простых граждан. Именно взаимодействие с частным бизнесом сможет вывести такие проекты на новый качественный уровень.
Наиболее интересными для частного бизнеса сегодня, бесспорно, являются проекты, финансируемые из фонда обязательного медицинского страхования, так как они представляют собой определенную гарантию возврата вложенных инвестиций и стабильности работы. Правда, о пропорциях такого сотрудничества, на мой взгляд, говорить еще слишком рано, так как во многих случаях все зависит от характера проекта и взаимного интереса сторон.
В последнее время мы наблюдаем рост интереса частного бизнеса к партнерским отношениям с государством в реализации проектов социальной сферы. С точки зрения истории развития государственно-частного партнерства переход от инфраструктурных проектов к проектам социальным является эволюционным. Радует тот факт, что наша страна постепенно начинает выходить именно на этот этап развития социальных институтов. Государство постепенно приходит к пониманию того, что без частного капитала такие проекты просто невозможно реализовать. Это стимулирует лояльность к потенциальным инвесторам, что обеспечивает и взаимный растущий интерес бизнес-сообщества.
Я уверен, что по количеству и качеству таких совместных проектов лет через 10–15 мы перегоним Запад. К счастью, в реализации этих намерений нам есть у кого учиться. Европа, США, Великобритания – во всех этих странах наработан огромный опыт взаимодействия государственных институтов с частным бизнесом. Однако в отличие от этих стран мы можем учиться на чужих ошибках, а, следовательно, имеем возможность не наделать своих и достичь желаемой цели значительно быстрее.
* Источник информации
Интернет-портал "Медицинский вестник", август 2013
| |