Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Обзор изменений, внесенных в Налоговый кодекс и Административный кодекс Республики Казахстан в 2013 году

26 декабря 2012 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Данным Законом были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

04.03.2013ТОО «Юридическая фирма «GRATA», www.gratanet.com
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

26 декабря 2012 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Данным Законом были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года №99-IV (далее - «Налоговый кодекс») и в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года №155-1 (далее – «Административный кодекс»). Закон введен в действие с 1 января 2013 года. Отдельные изменения и дополнения вводятся в действие с 1 января 2009 года и с 1 января 2014 года.  

Ниже приводится обзор основных поправок, внесенных в Налоговый и Административный кодексы. 

Обзор изменений, внесенных в Налоговый кодекс

1. Общие положения

Введен упрощенный порядок проведения проверки исполнения налоговых обязательств ликвидируемых налогоплательщиков.

Введен упрощенный порядок проведения проверки исполнения налоговых обязательств ликвидируемых юридических лиц резидентов и индивидуальных предпринимателей, подпадающих под установленные критерии.
Проверка исполнения налоговых обязательств таких налогоплательщиков может быть произведена путем камерального контроля без назначения документальной налоговой проверки.

Увеличен срок исковой давности по определенным налоговым обязательствам.

По некоторым видам расходов 5-летний срок исковой давности по обязательствам по корпоративному и индивидуальному подоходному налогу исчисляется не с даты завершения соответствующего налогового периода, а с даты завершения обязательств, в связи с которыми возникли такие расходы.
Также, в случае направления запросов при проведении проверки по вопросам трансфертного ценообразования, течение срока исковой давности по налоговым обязательствам может быть приостановлено до 2 лет.
Указанные поправки вводятся в действие с 1 января 2009 года.

Введено право налогоплательщика на отсрочку уплаты сумм налогов, обязательных платежей в бюджет и пени, начисленных по результатам документальной налоговой проверки.

Налогоплательщики, в отношении которых были начислены суммы налогов, обязательных платежей в бюджет и пени по результатам документальной налоговой проверки, вправе просить налоговый орган продлить срок уплаты указанных сумм до 3 лет. Данная поправка будет введена в действие 1 января 2014 года.

Изменения, касающиеся ведения налогового учета и составления налоговой отчетности.

В статье 57 Налогового кодекса дано более детальное определение понятию «метод начисления», чем в предыдущей редакции этой статьи.
Введен отдельный порядок ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять финансовую отчетность.
К такой категории относится индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации и не являющиеся плательщиками НДС и субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.
Исключено понятие «первоначальная налоговая отчетность».

2. Корпоративный подоходный налог

Расширен перечень доходов от снижения размеров провизий.

К доходам от снижения размеров провизий теперь относится отрицательная разница между размером динамического резерва, определенного на конец отчетного налогового периода, и размером динамического резерва, определенного на конец предыдущего налогового периода.

Расширен перечень доходов, подлежащих исключению из совокупного годового дохода.

Согласно внесенным дополнениям из совокупного годового дохода (далее – «СГД») в целях исчисления корпоративного подоходного налога (далее- «КПН») также могут быть исключены:

  • дивиденды, выплачиваемые акционерными инвестиционными фондами рискового инвестирования при одновременном выполнении установленных условий;
  • доходы от списания кредитором обязательств банка, включенных в перечень реструктурируемых активов и обязательств, содержащихся в плане реструктуризации банка, утвержденном судом. Данный пункт применяется в отношении банков, более 80% голосующих акций которого приобретено национальным управляющим холдингом;
  • доходы юридического лица, определенного Правительством Республики Казахстан, от уступки права требования, полученные в связи с выкупом у банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу, прав требований по кредитам (займам).

Увеличено пороговое значение для стоимости безвозмездно переданного имущества в рекламных целях.

Увеличена стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара, подлежащая отнесению на вычеты, с 2-кратного до 5-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – «МРП»).

Изменения, касающиеся представительских расходов.

Перечень представительских расходов, предусмотренный в статье 102 Налогового кодекса, дополнен расходами на аренду и (или) оформление помещений.
Теперь к представительским расходам не относятся и не подлежат вычету расходы на проживание приглашенных лиц, оформление виз для таких лиц, организацию досуга, развлечений, отдыха, а также расходы на проезд железнодорожным, морским и воздушным транспортом.
Установлен перечень документов, подтверждающих представительские расходы, которыми теперь являются:

  • приказ о проведении представительского мероприятия с указанием цели его проведения и лиц, ответственных за его проведение;
  • утвержденная налогоплательщиком смета расходов по проведению мероприятия;
  • отчет ответственных лиц о проведении мероприятия с указанием фактически произведенных затрат;
  • подтверждающие документы о понесенных расходах.

Уточнен порядок определения сумм вознаграждений, подлежащих отнесению на вычеты.

Сумма вознаграждения, подлежащая отнесению на вычеты, определяется в размере признанного вознаграждения, которое выплачено:

  • в отчетном налоговом периоде, в пределах суммы вознаграждения, признанной расходом в отчетном налоговом периоде и (или) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду;
  • в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах суммы вознаграждения, признанной расходом в отчетном налоговом периоде.

Внесены изменения по определению вычетов по отчислениям в резервные фонды.

Банки имеют право на вычет резервов, которые рассчитываются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – «МСФО») и процедурами, установленными Национальным банком Республики Казахстан по согласованию с Налоговым комитетом Министерства Финансов Республики Казахстан.
Резервы создаются для открытых вкладов и займов, предоставленных другим банкам и связанных с ним процентами, начисленные после 31 декабря 2012 года; дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям; условные обязательства по непокрытым аккредитивам и выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Внесены уточняющие поправки в порядок налогообложения доходов по производным финансовым инструментам.

Согласно поправкам, в зависимости от сроков действия, производные финансовые инструменты (далее – «ПФИ») разграничены на:

  • ПФИ, за исключением ПФИ с длительным сроком исполнения; и
  • ПФИ с длительным сроком исполнения (более 12 месяцев).

Кроме того, поправками, в зависимости от целей использования, ПФИ разграничиваются на ПФИ, используемые:

  • в целях хеджирования;
  • в целях поставки базового актива; и
  • в иных целях (статья 126 Налогового кодекса).

Для каждого из видов ПФИ предусмотрены свои особенности налогового учета.
Также, порядок переноса убытков по ПФИ на последующие налоговые периоды регламентирован только в отношении ПФИ, используемых в «иных» целях, тогда так в прежней редакции пункта 8 статьи 137 Налогового кодекса, такой порядок был регламентирован в отношении всех видов ПФИ, вне зависимости от целей использования.

Расширен перечень расходов, на сумму которых может быть уменьшен налогооблагаемый доход налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемый доход на сумму расходов в размере 50%, понесенных на выполнение работ, признанных по заключению Министерства образования и науки Республики Казахстан научно-исследовательскими, научно-техническими и (или) опытно-конструкторскими. Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 830 «Об утверждении перечня работ, относимых к научно-исследовательским, научно-техническим и (или) опытно-конструкторским работам».
Не допускается уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму расходов, понесенных на обучение физических лиц, если с указанными лицами трудовой договор не будет заключен в течение 3 месяцев после завершения обучения или трудовой договор прекращает свое действие в течение 3 лет после даты заключения трудового договора.

Внесены дополнения относительно доходов, облагаемых у источника выплаты.

Согласно внесенным изменениям, выплаты вознаграждения по депозитам, выплачиваемые автономным организациям образования, не подлежат обложению КПН у источника выплаты.

Дополнения, внесенные в порядок налогообложения специальных экономических зон.

Налоговый кодекс дополнен статьями, регулирующими порядок налогообложения юридических лиц, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон «Павлодар», «Сарыарка», «Хоргос – Восточные ворота» и «Химический парк Тараз».

Конкретизирован перечень основных средств и нематериальных активов, расходы побкоторым образуют отдельную группу амотризируемых активов недропользователей.

Конкретизирован перечень основных средств и нематериальных активов, образующих согласно статье 111 Налогового кодекса отдельную группу амортизируемых активов, затраты по которым понесены недропользователем в период до начала добычи после коммерческого обнаружения. Также изменения предполагают, что положения статьи 111 подлежат применению не только на приобретение основных средств и нематериальных активов, но и расходы, понесенные на их создание. Кроме того, уточнен порядок учета затрат на строительство и (или) ликвидацию непродуктивных скважин. Данная поправка введена ретроспективно, то есть с 1 января 2009 года.

Введен порядок учета расходов на подготовительные работы к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания после начала добычи после коммерческого обнаружения.

Введен отдельный порядок отнесения на вычеты расходов на подготовительные работы к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания после начала добычи после коммерческого обнаружения (статья 111-1 Налогового кодекса). Данная поправка введена ретроспективно, то есть с 1 января 2009 года.

3. Налог на добавленную стоимость

Внесены уточняющие поправки в порядок определения оборота по реализации товаров, работ, услуг.

Введена поправка о том, что обороты структурного подразделения юридического лица-резидента, зарегистрированного в качестве постоянного учреждения на территории иностранного государства, местом реализации которых не признается Республика Казахстан, не является оборотом по реализации юридического лица – резидента, то есть головного офиса, в Республике Казахстан. Данная поправка введена в целях исключения влияния оборота, совершенного постоянным учреждением за пределами Республики Казахстан, на удельный вес облагаемого оборота казахстанского головного офиса при применении пропорционального метода отнесения в зачет налога на добавленную стоимость (далее – «НДС»).

Увеличено пороговое значение для стоимости безвозмездно переданного имущества в рекламных целях.

Увеличен размер стоимости единицы рекламного товара с 2-х кратного до 5-ти кратного МРП. Не является оборотом, облагаемым НДС, безвозмездная передача либо дарение товара в рекламных целях, стоимость единицы которого не превышает 5-кратный размер МРП.

Уточнен порядок определения размера облагаемого оборота при безвозмездном выполнении работ, оказания услуг.

Согласно внесенным дополнениям, размер облагаемого оборота безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется исходя из стоимости товаров, работ, услуг, использованных на выполнение таких работ, услуг, при приобретении которых НДС был отнесен в зачет. Стоимость фиксированных активов, переданных в безвозмездное пользование, для включения в облагаемый оборот определяется по специальной формуле.

Внесены изменения относительно порядка уплаты НДС за нерезидента.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса, НДС подлежит уплате не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Не подлежат обложению НДС за нерезидента обороты по реализации работ, услуг, в случае если стоимость таких работ, услуг включена в размер облагаемого импорта, по которому НДС на ввозимые товары из государств-членов Таможенного союза уплачен в бюджет Республики Казахстан и не подлежит возврату.

Расширен перечень оборотов по реализации, освобожденных от НДС.

В перечень оборотов по реализации, освобожденных от НДС, включены обороты по реализации лома и отходов цветных и черных металлов, по реализации услуг по осуществлению видов образовательной деятельности автономными организациями образования.

Внесены уточняющие поправки касательно оборотов, связанных с землей и жилыми зданиями.

Дополнения внесены в связи с тем, что в законодательстве Республики Казахстан отсутствует понятие «гостиничные услуги». Теперь отнесение оборотов, связанных с жилыми зданиями, к «гостиничным услугам» будет определяться на основании Общего классификатора видов экономической деятельности №03-2007, утвержденного Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан №683-од от 14 декабря 2007 года.

Уточнены условия отнесения в зачет сумм НДС.

Уточнены условия отнесения в зачет сумм НДС, уплаченных при импорте товаров с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, и при импорте товаров с территории государств-членов Таможенного союза.
В соответствии с новой редакцией подпункта 8 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса НДС подлежит отнесению в зачет также при наличии документа, подтверждающего факт проезда на воздушном транспорте, выданного перевозчиком, то есть теперь посадочный талон не является единственным документом, который может подтвердить факт проезда.
Кроме того, введен порядок определения отнесения НДС в зачет суммы НДС налогоплательщиков, осуществляющих строительство жилого здания по товарам, работам, услугам, использованным на строительство нежилого помещения, являющегося частью такого жилого здания.

Расширен перечень условий, при которых НДС не подлежит отнесению в зачет.

Установлены условия, при которых НДС не подлежит отнесению в зачет, в случае уплаты НДС в связи с получением товаров, работ, услуг, указанных в счете-фактуре, оплата которых за наличный расчет с учетом НДС превышает 1000-кратный МРП независимо от периодичности платежа.
Уточнен порядок отнесения в зачет сумм НДС, уплаченных при строительстве нежилого здания. НДС по товарам, работам, услугам, использованным на строительство нежилого помещения, являющегося частью жилого здания, не относится в зачет до:

  • наступления случая реализации или аренды части жилого здания, состоящей исключительно из нежилых помещений;
  • приемки в эксплуатацию такого жилого здания государственной приемочной комиссией.

Уточняющие поправки в порядок проведения корректировки НДС, отнесенного в зачет.

Введена норма, отдельно регулирующая порядок корректировки суммы НДС, отнесенного в зачет, по построенным основным средствам, нематериальным и биологическим активам, инвестициям в недвижимость.

Изменения касательно порядка выписки счетов-фактур.

Счета-фактуры могут теперь выписываются также в электронном виде. Счет-фактура выписывается с отметкой «без НДС» не только по освобожденным оборотам, но и по оборотам, местом реализации которых не является Республика Казахстан, а именно, - по необлагаемым оборотам.
Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. В случае если руководитель или индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет лично, то вместо подписи главного бухгалтера указывается «не предусмотрен».

Внесены изменения относительно порядка уплаты НДС налогоплательщиками, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с внесенными изменениями, налогоплательщикам, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции, предоставляется право выбора порядка уплаты суммы НДС в бюджет при отсутствии либо наличии превышения по НДС.
Предоставление такого права дает возможность указанным налогоплательщикам, осуществляющим (осуществлявшим) экспорт товаров, предъявить к возврату суммы превышения НДС, сложившиеся по оборотам, облагаемым по нулевой ставке.

3.1 Налог на добавленную стоимость в Таможенном союзе

Внесены изменения относительно определения размера облагаемого импорта.

В соответствии внесенными изменениями определение размера облагаемого импорта товаров производится на основании принципа определения цены, то есть стоимости приобретенных товаров на основании цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта). Ранее размер облагаемого оборота состоял из стоимости приобретенных товаров, а также расходов.
Таким образом, данная норма введена с целью исключения сопутствующих расходов, таких как расходы по доставке, погрузке, разгрузке, стоимость страхования и т.д. из размера облагаемого импорта.

Внесены дополнения относительно подтверждения факта выполнения работ по переработке давальческого сырья.

Увеличился перечень документов, представляемых при вывозе готового продукта, переработанного в Казахстане из давальческого сырья, ввезенного из других государств-членов Таможенного союза. Теперь в налоговые органы следует также представлять документы, подтверждающие поступление валютной выручки на счета в банках второго уровня Республики
Казахстан.

Внесены дополнения в части применения освобождения от уплаты НДС на импорт в Таможенном союзе.

Освобождается от НДС товары, импортируемые в рамках гарантийного обслуживания, предусмотренного договором (контрактом).
Ввиду отмены таможенной процедуры временного ввоза и вывоза товаров внутри Таможенного союза, налогоплательщик обязан лишь уведомлять налоговые органы о временном ввозе товаров в Казахстан или о временном вывозе товаров с Казахстана.

Внесена норма относительно порядка отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе.

В соответствии с внесенными изменениями отзыв заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится одним из следующих методов:

  • методом удаления, при котором ошибочно представленное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов удаляется из центрального узла системы приема и обработки налоговой отчетности;
  • методом замены, при котором внесение изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового заявления.

Сокращен перечень документов для корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров при возврате товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан.

Сокращен перечень документов, представляемых налоговому органу для подтверждения возврата товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории Таможенного союза. Теперь таким документом является только документ, содержащий сведения о количестве импортированных товаров, подлежащих возврату по причине ненадлежащего качества и (или) некомплектности (пункт 3 статьи 276-23 Налогового кодекса).
Тогда как ранее необходимо было представлять также заключение (акт) независимой экспертизы и официальное подтверждение компетентного налогового органа государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

4. Налогообложение нерезидентов

Изменены условия образования постоянного учреждения нерезидента при осуществлении монтажа, сборки, наладки и пуска оборудования.

Согласно поправкам, место осуществления установки, монтажа, сборки, наладки и пуска оборудования, само по себе, не приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента. В рассматриваемом случае, образование постоянного учреждения нерезидента определяется по правилам пункта 2 статьи 191 Налогового кодекса, в зависимости от сроков пребывания иностранного персонала на территории Республики Казахстан (пункт 1 статьи 191 Налогового
кодекса).

Уточнено определение финансовых услуг, выплаты по которым признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан.

Согласно поправкам, услуги, оказанные структурному подразделению резидента Республики Казахстан, расположенному за пределами Республики Казахстан, по открытию и ведению банковских счетов, переводным, кассовым операциям, организации обменных операций с иностранной валютой, приему на инкассо платежных документов не рассматриваются как
финансовые услуги, выплаты по которым признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан (подпункт 3 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса).

Уточнен порядок определения стоимости товаров, поставляемых в Республику Казахстан в рамках внешнеторговой деятельности, выплаты по которым освобождены от КПН, удерживаемого у источника выплаты.

В соответствии с поправками, в случае если в цену сделки включены расходы на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, без выделения отдельно сумм по приобретенным товарам и (или) таким расходам, то стоимость приобретенных товаров определяется на основе цены сделки.
Если же сумма по приобретенным товарам указана отдельно от расходов на оказание услуг, выполнение работ на территории Республики Казахстан, то стоимость по приобретенным товарам определяется без учета стоимости таких расходов. Таким образом, в первом случае КПН, удерживаемый у источника выплаты, не возникает. Во втором случае, выплаты на оказанные
услуги, выполненные работы на территории Республики Казахстан подлежат обложению КПН, удерживаемого у источника выплаты (подпункт 1 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса).

Уточнены условия освобождения от налогообложения доходов юридических и физических лиц-нерезидентов в форме дивидендов и прироста стоимости.

Согласно поправкам, лица, обладающие правом на добычу подземных вод для собственных нужд, не рассматриваются в качестве недропользователей для целей налогообложения. В частности, при определении доходов нерезидентов в форме дивидендов и прироста стоимости при реализации акций и долей участия, освобожденных от налогообложения, сам по себе факт обладания правом на добычу подземных вод для собственных нужд не имеет значения для применения льгот, предусмотренных подпунктами 3, 7 пункта 5 статьи 193 и подпунктами 4, 8 пункта 1 статьи 200-1 Налогового кодекса.

Дополнен перечень доходов нерезидентов, не подлежащих налогообложению в Казахстане.

Перечень доходов нерезидентов, освобожденных от подоходного налога у источника выплаты в Казахстане, дополнен следующими видами доходов:

  • доходы в виде роялти, выплачиваемые автономными организациями образования (подпункт 16 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса);
  • отнесенные на вычеты, начисленные и невыплаченные вознаграждения по обязательствам банка, включенным в перечень реструктурируемых активов и обязательств, содержащийся в плане реструктуризации, утвержденном судом, в случаях прощения нерезидентом таких обязательств. При этом данная льгота применяется в отношении банка, более 80% акций которого приобретено национальным управляющим холдингом (подпункт 17 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса).

Внесены поправки в порядок администрирования налога с доходов от прироста стоимости при реализации имущества, находящегося в Республике Казахстан, и акций, долей участия, связанных с недропользованием в Республике Казахстан.

Внесенными поправками установлено, что в целях применения статьи 197 Налогового кодекса, в качестве недропользователя не признается недропользователь, являющийся таковым исключительно из-за обладания правом на добычу подземных вод для собственных нужд.
Кроме того, разграничен порядок уплаты налога налоговым агентом и нерезидентом, получающим доход, от лица, не являющимся налоговым агентом. Если в первом случае, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога возлагается на лицо, выплачивающее доход, как на налогового агента, то, во втором случае, исчисление, перечисление в бюджет, а также декларирование налога осуществляется нерезидентом-получателем дохода самостоятельно в
порядке, регламентированном внесенными поправками (статья 197 Налогового кодекса).

Уточнены категории управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, не относимых на вычеты постоянному учреждению такого нерезидента.

В соответствии же с внесенными поправками, такие расходы не подлежат отнесению на вычеты постоянному учреждению, если они не связаны с осуществлением деятельности на территории Республики Казахстан через такое постоянное учреждение. Тогда как согласно ранее действовавшей редакции, управленческие и общеадминистративные расходы головного офиса-
нерезидента не могли относиться на вычеты постоянному учреждению, если такие расходы были понесены не на территории Республики Казахстан (подпункт 6 пункта 6 статьи 198 Налогового кодекса).

Уточнен порядок отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента в целях налогообложения доходов из источников в Республике Казахстан.

В целях исключения двойного отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов (далее – «УОР») введено понятие УОР «головного офиса».
Отменено требование о том, что выбранный метод отнесения УОР на вычеты должен быть согласован с налоговым органом. Детализированы требования относительно раскрытия информации головным офисом, имеющей значение для целей налогообложения в Казахстане (статья 208 Налогового кодекса).

Порядок исполнения налогового обязательства налоговым агентом по доходам, выплачиваемым резиденту в виде дивидендов по акциям, являющимся базовым активом депозитарных расписок, а также возврата подоходного налога, удержанного у источника выплаты.

В качестве альтернативы списку держателей депозитарных расписок, являющемуся одним из документов, на основании которых возможно применение пониженной ставки налога либо полного освобождения от налогообложения при выплате дивидендов по акциям, являющимся базовым активом депозитарных расписок, в пользу резидентов, поправками предусмотрена возможность представления выписки с лицевого счета, выданной номинальным держателем, осуществляющим
деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (пункт 1 статьи 227-1 Налогового кодекса).

Перечень документов, представляемых резидентом-получателем дивидендов налоговому агенту для целей возврата из бюджета удержанного подоходного налога у источника выплаты, дополнен документом, подтверждающим получение дохода в виде дивидендов по акциям, являющимся базовым активом депозитарных расписок (пункт 4 статьи 227-1 Налогового кодекса).

5. Индивидуальный подоходный налог

Увеличено пороговое значение для стоимости безвозмездно переданного имущества в рекламных целях.

Увеличено пороговое значение для стоимости безвозмездно переданного имущества физическому лицу в рекламных целях, которое не рассматривается в качестве налогооблагаемого дохода по индивидуальному подоходному налогу (далее - «ИПН»). Согласно поправкам, такое пороговое значение увеличено с 2-кратного до 5-кратного размера МРП (подпункт 26 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса).

Уточнены условия освобождения от налогообложения доходов физических лиц в форме дивидендов и прироста стоимости.

Согласно поправкам, лица, обладающие правом на добычу подземных вод для собственных нужд, не рассматриваются в качестве недропользователей для целей налогообложения. В частности, при определении доходов физических лиц в форме дивидендов и прироста стоимости при реализации акций и долей участия, освобожденных от налогообложения, сам по себе факт обладания правом на добычу подземных вод для собственных нужд не имеет значения для применения льгот.

Дополнен перечень доходов физических лиц, освобождаемых от налогообложения.

Перечень доходов физических лиц, освобождаемых от налогообложения, дополнен доходами в форме стипендий, учреждаемых Президентом Республики Казахстан, стипендий, учреждаемых, Правительством Республики Казахстан, а также доходами победителей конкурса на присуждение международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» в форме компенсации расходов на организацию обучения и прохождения стажировок (подпункты 27-1, 27-2 , 27-3 пункта
1 статьи 156 Налогового кодекса).
Данные поправки вводятся в действие ретроспективно, с 1 января 2009 года.

Уточнен порядок определения имущественного дохода.

Уточнен порядок определения имущественного дохода физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса. Налоговый кодекс дополнен новыми статьями, специально посвященными определению дохода в форме прироста стоимости при реализации имущества, при передаче
имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал, а также при реализации «прочих активов» (статьи 180, 180-1, 180-2 и 180-3 Налогового кодекса).

Доходы медиаторов включены в перечень иных видов дохода физических лиц.

Перечень «прочих видов доходов», по которым физические лица самостоятельно несут обязанность по исчислению, декларированию и уплате индивидуального подоходного налога, дополнен доходами медиаторов, полученные в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», от лиц, не являющихся налоговыми агентами (подпункт 6 пункта 1 статьи 184
Налогового кодекса).

6. Социальный налог

Дополнен список плательщиков социального налога.

В перечень плательщиков социального налога дополнительно включены юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через филиал или представительство, которые не приводят к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения.
Ранее нерезиденты являлись плательщиками социального налога, только если осуществляли деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (подпункт 5 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса).

7. Налогообложение недропользователей

Внесены редакционные изменения в порядок распределения общих и косвенных расходов недропользователей.

Внесены редакционные изменения в порядок распределения общих и косвенных расходов недропользователей. Уточнен порядок распределения доходов и расходов по курсовой разнице (статья 310 Налогового кодекса).

Введена дополнительная обязанность по уплате подписного бонуса.

Согласно внесенному дополнению, расширение контрактной территории является дополнительным основанием для возникновения обязательств по уплате подписного бонуса.
Ранее уплата подписного бонуса производилась только за приобретение права недропользования на контрактной территории. В случае, если на расширяемой контрактной территории утверждены запасы полезных ископаемых, то размер подписного бонуса в таком случае будет определяться в общем порядке, в случае же если запасы полезных ископаемых не утверждены - путем коэффициента расширения контрактной территории к первоначальной сумме подписного бонуса по данному контракту. Оплата будет должна будет производиться в течение тридцати календарных дней с даты внесения изменений в контракт на недропользование о расширении контрактной территории (статьи 312-314 Налогового кодекса).

Изменен порядок уплаты бонуса коммерческого обнаружения.

Изменен порядок определения объекта обложения бонусом коммерческого обнаружения за коммерческое обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки. Вследствие чего, объект обложения бонуса коммерческого обнаружения будет определяться как положительная разница между физическим объемом вновь утверждаемых запасов и запасов не только первоначально установленных, но и тех, по которым бонус коммерческого обнаружения уже уплачивался. Ранее
объект обложения определялся исходя только из первоначально установленных запасов полезных ископаемых, что при осуществлении постоянных дополнительных разведок приводило к неоднократному обложению одних и тех же объемов (статьи 317, 319 Налогового кодекса, вводятся в действие с 1 января 2013 года).
Также предусматриваются редакционные изменения относительно признания стоимости объема запасов в качестве базы исчисления бонуса коммерческого обнаружения. Напомним, ранее предусматривалось формулировка «стоимость извлекаемых запасов», что приводило к неточному пониманию назначения платежа (статьи 320, 323 Налогового кодекса, вводятся с действие с 1 января 2013 года).

Снижена налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых по урану.

Снижена налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых по урану с 22% до 18,5%.

8. Земельный налог

Расширен перечень налогоплательщиков, по земельным участкам которых предусмотрена корректировка базовых налоговых ставок. В частности:

  • к соответствующим ставкам земельного налога применяют коэффициент «0» налогоплательщики при исчислении земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного стратегического проекта, предусмотренного перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;
  • к соответствующим ставкам земельного налога применяют коэффициент 0,1 технологические парки при исчислении земельного налога по земельным участкам, выделенным для осуществления основного вида деятельности, предусмотренного законодательным актом Республики Казахстан о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности.

9. Налог на транспортные средства

Согласно изменениям предусматривается, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога физическими лицами в установленный срок, исчисление налога производится налоговыми органами, на основании сведений, предоставляемых уполномоченными органами, осуществляющими учет и регистрацию транспортных средств. Ранее предусматривалось, что
исчисление налога производится только самостоятельно налогоплательщиком.

10. Налоговое администрирование

Изменен порядок погашения налоговой задолженности.

Погашение налоговой задолженности с 1 января 2013 года производится в следующем порядке:
1. сумма недоимки;
2. начисленные пени;
3. сумма штрафов.

Установлено новое основание для отказа в добровольной постановке на регистрационный учет по НДС.

Налоговый орган будет отказывать в добровольной постановке на регистрационный учет по НДС, в случаях если:

  • налогоплательщик является бездействующим налогоплательщиком;
  • единственный учредитель налогоплательщика –юридического лица является физическим лицом, признанным безвестно отсутствующим.

Внесено дополнение, устанавливающее, что налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина, за исключением авиационного, дизельного топлива, алкогольной продукции при торговых операциях с использованием наличных денег обязаны применять контрольно-кассовые машины, обеспечивающие передачу из контрольно- кассовой машины сведений в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования (пункт 1 статьи 645 Налогового кодекса).

Данная обязанность по применению таких контрольно-кассовых машин возникает у налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию:

  • бензина (кроме авиационного), дизельного топлива – с 1 января 2014 года;
  • алкогольной продукции – с 1 июля 2014 года.

Обзор изменений, внесенных в Административный кодекс

В Административный кодекс внесены существенные изменения. Ниже мы приводим обзор основных изменений.

Введена ответственность за:

  • непредставление в срок, установленный уполномоченным государственным органом, либо отказ в представлении налогоплательщиком документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании (часть 1 статьи 206-1 Административного кодекса);
  • неуведомление либо несвоевременное уведомление налоговых органов:
  • при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров (часть 3-1 статьи 218-1 Административного кодекса);
  • при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров (часть 3-1 статьи 218-1 Административного кодекса);
  • введена ответственность юридических лиц за повторное совершение нарушения установленного налоговым законодательством Республики Казахстан порядка применения контрольно-кассовых машин (статья 215 Административного кодекса).

Исключены нормы, устанавливавшие ответственность налогоплательщиков за:

  • нарушение срока подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе более чем на девяносто дней (часть 2 статьи 205 Административного кодекса);
  • нарушение установленного законодательными актами Республики Казахстан срока подачи налогового заявления об изменении регистрационных данных индивидуальным предпринимателем для изменения данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, частным нотариусом, частным судебным исполнителем и адвокатом об изменении места нахождения (часть 2-1 статьи 205 Административного кодекса);
  • нарушение установленного налоговым законодательством Республики Казахстан срока регистрации в налоговых органах по месту регистрационного учета начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (часть 4 статьи 205 Административного кодекса);
  • нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета для получения патента более тридцати календарных дней (часть 4 статьи 205-1 Административного кодекса);
  • осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим на основе патента, в период приостановления представления налоговой отчетности (часть 6 статьи 205-1 Административного кодекса).

Исключена ответственность должностных лиц налогоплательщиков за:

  • сокрытие объектов налогообложения (часть 1 статьи 207 Административного кодекса);
  • выписку фиктивного счета-фактуры (статья 211 Административного кодекса);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (статья 210 Административного кодекса);
  • неуплату косвенных налогов в течение тридцати календарных дней после срока уплаты (части 1, 2 статьи 210);
  • невыдачу и (или) выдачу разовых талонов ниже установленной стоимости местными исполнительными органами или уполномоченными органами (статья 205-2 Административного кодекса);
  • неуплату косвенных налогов в течение тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан (часть 1 статьи 218-1 Административного кодекса).

Ответственность в виде административного штрафа заменена на «предупреждение» в случае совершения правонарушения впервые следующих правонарушений:

  • нарушение законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении (часть 3 статьи 88 Административного кодекса);
  • нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании (часть 2 статьи 88-1 Административного кодекса);
  • нарушение срока постановки на регистрационный учет в налоговом органе (часть 1 статьи 205 Административного кодекса);
  • нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета для получения патента (часть 3 статьи 205-1 Административного кодекса);
  • неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима (часть 1 статьи 205-1 Административного кодекса);
  • осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности (часть 1 статьи 205-2 Административного кодекса);
  • непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в установленный срок (часть 1 статьи 206 Административного кодекса);
  • непредставление, несвоевременное представление или представление неполных, недостоверных деклараций о доходах, имуществе и других сведений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, лицами, уволенными с государственной службы по отрицательным мотивам, ежегодно в течение трех лет после увольнения с государственной службы, а равно супругом (супругой) указанных лиц (часть 1 статьи 206-2 Административного кодекса);
  • отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан (часть 1 статьи 208 Административного кодекса);
  • нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин (часть 1 статьи 215 Административного кодекса).

Изменение условия освобождения от административной ответственности по малозначительности правонарушения (статья 68 Административного кодекса).

Введено исключение возможности освобождения лиц от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения в случаях, когда размер административного штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства.

Изменение условия административной ответственности за завышение суммы НДС, отнесенной в зачет (примечание к части 1 статьи 209 Административного кодекса).

Завышение суммы НДС, отнесенной в зачет, при определении суммы административного взыскания по начисленной сумме НДС учитывается сумма переплаты по НДС по лицевому счету налогоплательщика на дату установленного срока уплаты НДС за налоговый период.
В случае налоговой проверки более одного налогового периода, то сумма переплаты по лицевому счету на дату установленного срока уплаты за каждый последующий налоговый период определяется с учетом начисленной и (или) уменьшенной суммы налога на добавленную стоимость за предыдущие налоговые периоды, включенные в данную налоговую проверку.

Определено условие административной ответственности за неполную либо несвоевременную уплату обязательных пенсионных взносов (часть 4 статьи 88 Административного кодекса).

Согласно примечанию, при повторном совершении правонарушения лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, в случае если сумма несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов составляет менее одного месячного расчетного показателя,
устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на дату выявления административного правонарушения.

Определено условие административной ответственности за неполную либо несвоевременную уплату социальных отчислений (часть 2-1 статьи 88-1 Административного кодекса).

Согласно примечанию, при повторном совершении правонарушения не подлежит привлечению к административной ответственности, в случае если сумма несвоевременно и (или) неполно перечисленных социальных отчислений и пеней не превышает размер одного месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на дату выявления административного правонарушения.

Установлена дополнительная альтернативная санкция за уклонение от уплаты налоговых обязательств (статья 208-1 Административного кодекса).

Установлен альтернативный вариант административной ответственности в виде административного ареста с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения за уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Упрощена процедура оформления материалов по административному производству в отдельных случаях (части 1-2 статьи 639, статья 710-1 Административного кодекса).

Протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами налоговой службы, в случае если лицо (физическое лицо, орган или лицо, осуществляющее функции управления юридическим лицом) признало факт совершения административного правонарушения
и согласно с наложением взыскания, а также уплатило штраф течение 10 (десяти) рабочих дней на основании полученного от органа налоговой службы уведомления или извещения о явке в налоговый орган.

Увеличен срок для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения (статья 657 Административного кодекса).

Увеличен до тридцати рабочих дней срок для подачи жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением налогового обязательства, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и об обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки.

 


Прочитавших: 14167 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты