Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Основные способы защиты прав на товарные знаки в Республике Узбекистан

 


Говоря о правовых аспектах защиты интеллектуальной собственности, необходимо сделать оговорку, что в настоящей статье, речь пойдет исключительно и способах защиты одного из объектов интеллектуальной собственности -товарных знаках и знаках обслуживания, традиционно именуемых в бизнес среде термином - маркетинговые обозначения либо бренды.

26.01.2013Международная юридическая фирма «LEGALMAX LAW FIRM» , www.legalmax.uz

Прежде всего необходимо отметить, что наблюдающаяся на сегодняшний день динамика обсуждения общественными институтами, бизнес кругами  и средствами массовой информации вопросов, связанных с использованием  и защитой  интеллектуальной собственности, является определенным индикатором начала инновационного роста и осознания роли и значения интеллектуальной собственности в экономическом развитии как отдельного предприятия так и экономики страны в целом.

Очевидно, что нарушение прав на товарные знаки принадлежащих правообладателям, влечет прежде всего нарушение экономических прав и интересов собственников товарных знаков, вне зависимости, от кого бы эти нарушения не исходили.

Как правило, нарушители используют интеллектуальную собственность третьих лиц - истинных правообладателей, посредством ряда неправомерных действий, направленных на использование в собственных целях преимуществ, получаемых за счет сложившейся положительной репутации чужого товарного знака.  В подобной ситуации ошибочно полагать, что при данных нарушениях причиняется ущерб только лишь собственнику товарного знака, на самом деле, масштаб каждого случая нарушения более серьезный - т.к. потребители услуг и товаров маркированных незаконного используемыми обозначениями, каждый раз, будут ассоциировать данные товары и услуги с истинным правообладателем, в то время как это таковым не является. Соответственно ущерб причиняется как отдельным гражданам, так и всему обществу вцелом.

Более того, нарушение прав правообладателя наносит ущерб и самим нарушителям, хотя в большинстве случаев, нарушители этого не осознают. Очевидно, что нарушители, никогда не достигнут истинно устойчивого положения на рынке, не сумеют завоевать доверие и положительную репутацию  у потребителей их товаров либо услуг, создать свой настоящий бренд и добросовестно использовать его в гражданском обороте (увеличить капитализацию своей компании, вложить в уставный фонд в качестве вклада, продать третьим лицам и т.д.). Нарушители также в большинстве случаев, не стремятся повышать качество своих продуктов и совершенствовать их в зависимости от уровня спроса и предложения на рынке.

Переходя непосредственно к тематике способов и методах защиты прав на товарные знаки, необходимо также дать пояснения, что речь пойдет о правовых инструментах, предусмотренных действующим законодательством, однако, наряду с этим, не менее эффективными, а порой и более, являются экономические методы защиты, которые не рассматриваются в рамках настоящей публикации.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, правовой охране подлежат только зарегистрированные товарные знаки.

Основными законодательными актами регулирующими вопросы правовой защиты товарных знаков являются:

  1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан;
  2. Закон Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 30 августа 2001г. № 267-II
  3. Закон Республики Узбекистан «О конкуренции»  (одобрен Сенатом 5 декабря 2011 года)

Согласно ст. 1103 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком. Использованием товарного знака считается любое введение его в оборот в порядке, установленном законом. Обладатель права на товарный знак, имеет право на неприкосновенность его исключительных прав.

При этом, согласно диспозиции ст.1107 Гражданского Кодекса РУз. лицо неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки.

Под убытками в Республике Узбекистан понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата либо повреждение его имущества, а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Кроме того, лицо неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара либо с его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

Способы защиты прав на товарные знаки можно подразделить на досудебные и судебные.

Досудебные процедуры

К досудебным процедурам, относятся проведение переговоров с нарушителем, направление ему претензионных писем с требованием прекращения нарушения исключительных прав владельца товарного знака, а также обращение  с соответствующим заявлением в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (далее «Антимонопольный комитет»), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов связанных с нарушением прав на товарные знаки и наименования места происхождения товаров и принятие мер в отношении лиц нарушающих законодательство о конкуренции.

Факт реализации товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, в соответствии с законодательством Узбекистана, является, проявлением акта недобросовестной конкуренции. Товарные знаки относятся к средствам индивидуализации товара, и соответственно, их незаконное использование со стороны третьих лиц, является действиями, нарушающими положения и принципы действующего законодательства.

Основаниями для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства о конкуренции являются материалы собственных проверок антимонопольного органа, заявления юридических и физических лиц, и представления соответствующих государственных органов.

Предписания Антимонопольного комитета вынесенное по результатам рассмотрения дела и вынесенного им решения, являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, а также государственными органами.

Решение Антимонопольного комитета может быть обжаловано в судебном порядке.

Досудебный порядок урегулирования споров не является обязательным, и правообладатель вправе, обратиться за защитой своих прав интересов сразу в судебные органы, не прибегая к переговорному процессу, либо обращению в Антимонопольный орган.

Судебные процедуры

Лицо-правообладатель, полагающий что его исключительные права на товарный знак нарушены, вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы  Республики Узбекистан, со следующими исковыми требованиями:

 1.прекращение нарушения прав владельца товарного знака;

 2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения;

 3.возмещения убытков;

 4.взыскания неустойки;

 5.компенсации морального вреда

 Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, включает в себя, такие действия как, удаление товарного знака либо обозначения сходного с ним до степени смешения с товара либо его упаковки, запрещения его производства и реализации, прекращение рекламных акций и т.д. При невозможности выполнения вышеуказанного, товар подлежит уничтожению.

В основном сложности с которыми сталкиваются правообладатели при защите своих прав в судебном порядке, это прежде всего, отсутствие единообразной, устоявшейся судебной практики и недостаточная эффективность работы государственных органов, на которые возложены обязанности обеспечения принудительного исполнения решений судебных органов.

Меры таможенной защиты

Необходимо отметить, что большой пласт нарушений связанных с незаконным использованием товарных знаков и наименований мест происхождения товара, связан, с незаконным и несанкционированным, ввозом третьими лицами товаров, маркированных товарными знаками правообладателей на территорию Республики Узбекистан.

Таможенное законодательство Узбекистана, содержит положение о  недопустимости нарушения прав на интеллектуальную собственность третьих лиц при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан и вывозе из неё, однако, не конкретизирует способы и механизмы недопущения нарушения данного права.

Во многих странах мира, предусмотрены специализированные меры таможенной защиты, такие как внесение товарного знака и наименования места происхождения товара в государственный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В настоящий момент, подобный реестр в Узбекистане не ведется, однако, положительным является тот факт, что возможность создания данного института возможно в ближайшем будущем, с принятием Таможенного Кодекса Республики Узбекистан в новой редакции.

Более того, до настоящего момента в законодательстве Узбекистана отсутствует  юридическое определение понятия «контрафакт», несмотря на то обстоятельство, что дефиниция «контрафактный товар» неоднократно используется в ряде нормативно-правовых актов, связанных с таможенным регулированием. Данный факт существенно осложняет процедуру борьбы владельцев прав на интеллектуальную собственность, в том числе на товарные знаки, с явлениями «серого» и «черного» импорта, а также иными случаями незаконного введения данной категории товаров в гражданский оборот.

Среди положительных моментов, можно отметить что,  несмотря на отсутствие законодательного регулирования мер таможенной защиты  прав владельцев товарных знаков, в судебной практике Узбекистана, имеются прецеденты, наложения судом на таможенные органы обязанности, по контролю за соблюдением прав владельцев товарных знаков, посредством запрета на таможенное оформление ввозимых в страну товаров, маркированных товарными знаками принадлежащих правообладателю, не иначе как с его согласия.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 177 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, использование товарного знака или знака обслуживания либо сходного с ним обозначения для однородных товаров либо услуг в нарушении прав их владельца, влечет наложение на граждан от одного до трех, а на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров заработной платы

Однако, в правоприменительной практике, согласно известным нам статистическим данным на 31.12.2012г. случаи привлечения нарушителей к административной ответственности по основаниям предусмотренных данной статьей отсутствуют.    

Заключение

Учитывая  вышеизложенное, можно сделать выводы, что национальное законодательство и судебная практика в сфере интеллектуальной собственности, еще находящиеся в процессе своего становления и развития, предоставляет правообладателям достаточно широкий набор инструментов, для её защиты, не исключая при этом, возможность использования положений, предусмотренных нормами международного права, такими как Парижская конвенции об охране промышленной собственности 1886г., Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность 1994г. и многих других.  

Мухаммадали Махмудов

Управляющий партнер «LEGALMAX LAW FIRM»

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 255