Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Вступление России во Всемирную Торговую Организацию. Отрасль аграрной промышленности.

16 декабря 2011 года, Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления необходима только ратификация договора российским парламентом, завершение которой планируется на «03» июля 2012 года. По информации, представленной директором департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Медведковым Максимом Юрьевичем в августе Россия станет полноправным членом ВТО.

26.04.2012Адвокатское бюро DS Law, ds-law.ru
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), в связи с недавними событиями, привлекает к себе все больше внимания общественности.

16 декабря 2011 года, Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления необходима только ратификация договора российским парламентом, завершение которой планируется на «03» июля 2012 года. По информации, представленной директором департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Медведковым Максимом Юрьевичем в августе Россия станет полноправным членом ВТО.

Процессвступления, затянувшийся почти на 26 лет, наконец-то подходит к концу. Россия стоит на финишной прямой.

ВТО – всемирная торговая организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Однако мнения о благоприятности последствий вступления России в ВТО разделились на тех, кто «ЗА» и на тех, кто «ПРОТИВ» такого вступления:

Одни специалисты утверждают, что выгодность для стран участия в международной торговле основана на принципе сравнительного преимущества, согласно которому страны специализируются в производстве тех товаров, которые производить в этой стране выгоднее, чем в других, таким образом, возникает международное разделение труда, которое ведет к экономическому росту и взаимовыгодным партнерским отношения между членами ВТО.

Другие - что допустить вступление нельзя ни в коем случае, это приведет к социально-экономическому убийству Российской Федерации, заявляя, что вступление России в ВТО по своим катастрофическим последствиям будет сопоставимо с развалом СССР в 1991 году и наверняка превзойдет тот отрицательный эффект, что принесли «реформы» 1991-1998 годов. Причем очень быстро.

Смелые заявления стороны «ПРОТИВ» эксперты считают не более чем просто опасениями и принимают их за мифы. Однако следует обратить внимание на возможные последствия вступления - прежде чем вступать на мировой высоко-конкурентный рынок следует зафиксировать, как можно выше, позиции отраслей, страдающих от недостатка технологий и финансирования, нуждающихся в государственной поддержке.

Наиболее слабой, на взгляд общественности, является отрасль аграрной промышленности (АПК).

Для выявления последствий вступления России в ВТО в сфере аграрной промышленности обратимся к примеру такого вступления наших ближайших соседей - Украины.

18 мая 2008 года Украина присоединилась к Всемирной торговой организации. С одной стороны Украина добилась снижения пошлин на поставку своих товаров и открыла для себя рынки 150 стран-членов ВТО, с другой – снизила или обнулила пошлины на импортные товары.

Украина вступила в ВТО на правах равного торгового участника. В I квартале 2009 года в Украину было ввезено 6900 тонн жиров и масла, что превышает показатель соответствующего периода 2008 года в 103 раза. В результате этого доля импорта масла в общем объеме предложения на внутреннем рынке возросла с 0,5% в 2008 году до 40% – в 2011. Об этом сообщили в Украинской аграрной конфедерации (УАК).

Александр Ярославский руководитель проектов УАК считает, что «если такая тенденция будет и далее сохраняться, то Украину закидают импортным маслом, и украинским производителям в лучшем случае достанется роль упаковщиков импортной продукции. Украина в связи с вступлением в ВТО отказалась от запланированных ранее внедрения экспортных дотаций, а повышение импортной пошлины связано с возникновением проблем в отношениях с другими участниками ВТО. Уровень существующей государственной поддержки, учитывая очевидную ограниченность средств поступающих из государственного бюджета, значительно снижен. Таким образом, украинские производители сырого молока, а также молокоперерабатывающие комбинаты остались один на один с огромными проблемами мирового масштаба».

Безусловно, становиться мировым игроком нужно, и движение Украины в сторону ВТО было правильным. Но как считает глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, что если более трех с половиной лет назад Украина отстояла бы более достойные условия доступа на внешние рынки своих национальных товаров и защитила отечественный бизнес, то негативных последствий как сокращение рабочих мест и банкротство не конкурентоспособных заводов можно было бы приблизить к минимуму. В этом Украина и украинский производитель проиграли.

Андрей Аркадьевич Климов, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по международным делам, считает, что если к вступлению в ВТО заранее подготовиться, то ничего негативного не произойдет. ВТО — организация, разрабатывающая правила мировой торговли. А так как Россия в нее не входит, то правила вырабатываются без нее, но при этом России все равно приходится им следовать.

Согласно отчету рабочей группы, следует обратить внимание на то, что втечение первого годапосле вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. В течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Рассмотрим наглядно планируемые изменения пошлин на импорт.

Наименование товара

Ставки пошлин на импорт

Нынешняя ставка

Будущая ставка

1.

Молочные продукты

19,8%

14,8%

2.

Зерно

15,1%

10,0%

3.

Масла, жиры

9,0%

7,1%

4.

Химическая продукция

6,5%

5,2%

5.

Автомобили

15,5%

12,0%

6.

Электрическое машинное оборудование

8,4%

6,2%

7.

Древесина и бумага

13,4%

8,0%

8.

Сахар (1 тонна)

243 USD

223 USD

9.

Информационные технологии

5,4%

0 %

Россия установит тарифные квоты для следующих продуктов питания:

- Говядина;

- Мясо птицы;

- Свинина.

Объемы продукции, попадающие в квоту, будут облагаться не значительными сборами. Что не скажешь про объемы поставки, которые не войдут в рамки квот. Они попадут под заградительный тарифы.

Наименование товара

Ставки пошлин на импорт

Внутри-квотные

Внеквотные

1.

Говядина

15%

55%

2.

Свинина

0 %

65%

3.

Мясо птицы

25%

80%

4.

Сливки

10%

15%

Некоторые из этих квот могут подвергаться специальным распределениям среди членов ВТО.

Отметим, что в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству любой член ВТО может прибегнуть к «Специальным защитным положениям» в связи с импортом сельскохозяйственного продукта и трансформировать пошлины к первоначальному состоянию, т.е. отказать участникам ВТО в уступке к доступу на рынок. Данные положения дают небольшую гарантию того, что в случае завала отечественного рынка сельского хозяйства импортом, возможность вернуть ставки пошлин.

В тоже время, как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.

Если Америка надежно защищена сверхвысокими налогами от вхождения на свой аграрный рынок импортной продукции, то у нас средние импортные пошлины на продовольствие – порядка 18%.

По данным Минэкономразвития, в 2001 г. ставка суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС белого сахара составляют 215 %; в России – 30% (но не менее 0,12 евро за кг). На ввоз мяса крупного рогатого скота: охлажденного – 174%, замороженного – 215%; у нас -15% (и 0,2 евро за кг). Пшеницы – 173%, у нас – 5%. Кукурузы – 84%, у нас – 5%.

Таким образом, наша экономика в аграрном секторе как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин:

  1. Рост конкуренции. Низкая производительность в аграрном секторе приведет к падению конкурентоспособности
  2. Поглощение производствазарубежными компаниями.
  3. Закрытие предприятий и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств в аграрном секторе России не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.
  4. Угроза малому бизнесу.
  5. Угроза продовольственной безопасности. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно.
  6. Спад производства. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

В заключении мне хотелось бы сделать вывод о возможности наступления, по примеру Украины, негативных последствий для производителей – предприятий отрасли аграрной промышленности.

Для того чтобы избежать наступления указанных последствий, России необходимо заблаговременно до ратификации соглашения о вступлении в ВТО:

1. Разработать и принять нормативно-правовую базу, предусматривающую более детальное регулирование взаимоотношений российских и иностранных производителей в аграрном секторе экономики России,

2. Обеспечить защиту мелких и средних российских производителей в отрасли аграрной промышленности,

3. Закрепить антикризисные меры - наиболее свойственны для предприятий с неэффективным менеджментом, бывшие советские предприятия, которые сумели выжить в ходе рыночных реформ – применяются по мере возникновения проблем со сбытом;

4. Разработать и внедрить эффективное использование стратегических мер, таких как снижение себестоимости – перевод производства на новые технологии и переоборудование направленное на:

- Повышение производительности и эффективности работы оборудования;

- Оптимизация бизнес-процессов с целью повышения производительности;

- Уменьшение энергопотребления – переход на энергосберегающие технологии;

- Повышение качества, контроль качества.

5. Повысить роль маркетинга в деятельности компаний в отрасли аграрной промышленности: необходимо стимулировать в Российской экономике увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау и т.д.) – образовательные программы.

Таким образом, чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада, сейчас российским предприятиям, в том числе и в аграрном секторе, важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.

 


Прочитавших: 3995 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты