А лучше разобраться в этом вопросе нам поможет любимая нами еще со школы география! Ну, очень большая у нас с вами по территории страна! Кто-то помнит, сколько сейчас у нас субъектов федерации? Вот и я точно не помню. Только могу с уверенность сказать, что у нас более 80-ти моделей региональных рынков юридических услуг. И найдется здесь место для прорывного и технологичного Урала, гордой и независимой Сибири, а также безмятежно дремлющего Черноземья или Дальнего Востока. Особняком стоит Санкт-Петербург, который, по-моему, до сих пор с ревностью переживает свою столетнюю потерю столичности, что не позволяет ему очень четко позиционироваться как самодостаточному региону, а не только как поставщику политических элит.
Но есть одно обстоятельство, которое помогает нам очень точно ориентироваться в юридическом бизнес- пространстве. Это обстоятельство – КЛИЕНТЫ. В нашей фирме никогда (ну почти никогда) не было проблем с ответом на вопрос – кто наш клиент? Составив для себя клиентскую матрицу из правовых, отраслевых, индустриальных, национальных и т.д. модулей, мы увидели образ этого самого нашего клиента. И - о, чудо! Помноженный на упомянутую географию, найденный образ стал давать свои удивительные результаты. Нет, мы еще не стали зарабатывать в разы больше денег. В нашей фирме пока не работают десятки юристов. Даже в последнем рейтинге региональных юридических фирм мы себя не обнаружили. Но, на мой взгляд, мы достигли очень важного для себя результата. Мы больше не хотим перебираться в Москву, чтобы строить свой бизнес, чтобы жить в столице! Вот такое, для кого-то странное, а для нас осознанное и очень стойкое ощущение.
Конечно, коллеги могут сказать: вам хорошо в Нижегородской области, относительно успешный регион, какая-то постоянная движуха в бизнесе происходит. А что делать толковому и амбициозному юристу в Йошкар-Оле или Вологде? Иного исхода нет – только в столицу. Согласен, я не могу отвечать за все регионы. Как говорят ,«скажу за Нижний».
Наверное стоит признать, что отчасти нам повезло! Удивительно функциональная логистика (потенциально мирового уровня транспортный хаб), фантастический научный и кадровый потенциал для любого производства, внятная и адекватная политика местных властей последние 5-7 лет (для России – это уже много), опять же близость к Москве. Все перечисленные факторы привели к так называемому иностранному инвестиционному буму в 2005- 2008г.г. в Нижегородской области. После глобальных экономических потрясений 2008-2010г. в настоящее время наметился новый всплеск активности иностранных инвесторов в региональную экономику.
В результате более 60 крупных и относительно крупных иностранных производств разместились на территории региона. Как правило, это дочерние компании глобальных индустриальных гигантов из первой сотни Forbes. Казалось бы, очень позитивная картина для любого сервисного бизнеса, к которому относятся и юридические услуги. Но как неоправданно много времени мы потеряли, только чтобы осмелится подумать, что местный юридический консультант может работать с Coca-Cola, Solvey, AGC, Intel и т.д.! А зря, оказывается очень даже может работать.
Более того, наши наблюдения за последние пять лет говорят о том, что глобальные заказчики сами заинтересованы в том, чтобы с ними в российских регионах работали местные консультанты, хорошо знающие региональную специфику. И логика здесь очень простая. Логика – географическая! Иностранные инвесторы – тоже люди! Представляете? Кроме громких приветственных речей органов власти, толковых, (но скупых на эмоции) аналитических отчетов глобальных консультантов, они в первую очередь нуждаются в доверительном отношении к себе со стороны всего местного сообщества. Они нуждаются в социализации! И в этом им может помочь только местный проводник, legal Сталкер! Для них Россия просто необъятна. Сколько раз слышал, что Нижний Новгород – это где-то в Сибири!
Надо отметить, что наши коллеги из глобальных иностранных и крупных российских компаний преуспели в том, чтобы рассказать страшные истории своим потенциальным клиентам о «недоразвитости» консалтингового бизнеса в российской глубинке. К сожалению, иногда эти истории бывают правдивы. Но я убежден: это не про Нижний Новгород.
Итак, нашлись смельчаки внявшие голосу разума… В результате буквально за несколько лет мы стали участниками многочисленных конкурсов и тендеров на консультационное сопровождение уникальных инвестиционных проектов. Не всегда мы выходили победителями. Но заметьте: в конкурсе участвуют и глобальные консультанты, и лидеры российского юридического бизнеса. Некоторые примеры из нашей практики говорят о том, что зачастую иностранные заказчики обращаются напрямую к тем компаниям, которые рекомендованы соотечественниками и имеют соответствующий опыт работы.
Так, французский международный гигант по производству автокомпонентов VALEO осваивает инвестиционные проекты в Нижегородской, а теперь и в Самарской области при непосредственном участии нашей фирмы. При этом группа компаний имеет действующий контракт с крупнейшей американской юридической фирмой. Офис этой фирмы есть и в Москве. Третий год продолжается наше успешное сотрудничество с бельгийским Vesuvius, одним из монополистов по производству компонентов для металлургической промышленности. Руководство этой компании целенаправленно приняло решение на работу в России только с локальными юристами и консультантами. Французский гигант по производству строительных материалов Onduline придерживается в России той же стратегии, привлекая на аутсорсинг местные юридические и аудиторские компании.
Визитная карточка инвестиционного бума в Нижегородской области – строительство крупнейшего в Европе завода по производству тяжелой строительной техники LIEBHERR курировалось одной из малоизвестных на федеральном уровне нижегородских юридических фирм. Для нас большая честь, что крупнейший в мире производитель фармакологического стекла немецкая группа SCHOTT выбрала именно нашу компанию в качестве юридического провайдера. Список можно продолжить. Trosifol, AGC, RusVinyl, Gallina Blanka, Passebache, Heineken, Coca-Cola - все они работают с местными нижегородскими компаниями ( и, разумеется, не только с нами)
При таком раскладе язык не поворачивается сказать, что региональным юристам негде получить профессиональный опыт, т.к. уровень проектов, в которых они работают, очень низок. Просто нужно очень четко понимать, что по большому счету мы конкурируем не с глобальными или московскими коллегами, а с клиентом. Только клиент сможет в результате определить твое место на юридическом небосклоне.
В завершение, чтобы не сложилось ощущение, что мы абсолютно случайно оказавшись «в нужное время, в нужном месте…», ну дальше вы знаете. Везет тем, кто везет. Я могу согласиться с гуру юридического консалтинга по ту сторону МКАДа, что у региональных фирм нет будущего если они…. не будут учиться, но учиться очень быстро (надеюсь без потери для качества), т.к. за несколько лет нужно пройти десятилетний путь. А вот чему учиться, мы бы добавили из собственного опыта. Начните с малого. У иностранных клиентов устойчивое убеждение, что в российской провинции не говорят по-английски. Нужно понять, что иностранный язык (я не про английский, для юриста он должен стать родным) – это не конкурентное преимущество, это – норма! Использование институтов британского права в контрактной работе с иностранными заказчиками – это норма! Изучайте британское контрактное право, хотя бы на уровне дайджеста (так юрист, конечно, не должен говорить, но все таки). Выстраивание внутренних бизнес –процессов в документообороте, отчетности, ценообразовании – это норма! И если этого нет, а учиться мы этому уже не хотим, то тогда прямой дорогой в Москву из нашего юридического заМКАДья.
| |