Правовой анализ необходимости предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, по запросу государственных (муниципальных) органов.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
Этот же пункт устанавливает определенные критерии к требованию: мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. Указанные требования (соответственно, и действия должностных лиц, направленные на получение информации, составляющей коммерческую тайну) должны быть законны, т.е. они должны быть обоснованны и аргументированны, а главное - должны полностью основываться на законе именно федерального уровня, а не на ином, в том числе ведомственном нормативном правовом акте.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О коммерческой тайне», невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство предусматривает в первую очередь административную ответственность.
В соответствии со ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.8, 19.19[1] Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Уголовная ответственность за не предоставление информации предусмотрена только в случае отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 287 УК РФ неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Непредоставление информации иным государственным органам уголовную ответственность не влечет.
В то же время в случае отказа от предоставления требуемой информации орган государственной власти или местного самоуправления вправе затребовать эту информацию в судебном порядке (это право предусмотрено п. 2. Ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне»). Если суд сочтет данный запрос обоснованным, он своим решением может обязать данную организацию предоставить требуемые сведения. Невыполнение данного требования уже повлечет уголовную ответственность. В соответствии со ст. 315 УК РФ злостное неисполнение …. коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Хотелось бы также обратить внимание и на то, что, согласно части 3 статьи 6 Закона "О коммерческой тайне", обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны представить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Например:
- контролируя исполнение обязанности по уплате налогов, в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", органы внутренних дел вправе получать от граждан и должностных лиц организаций сведения, документы и копии с них.
- в целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, согласно статье 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании статьи 13, разглашению не подлежат.
- в соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговые органы, в частности, имеют право: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся еще в целом ряде федеральных законов, регламентирующих деятельность различных государственных органов.
Практическая сторона вопроса
Запросы, направляемые хозяйствующим субъектам, должны быть оформлены на официальных бланках того органа, который направил данный запрос, а на самом запросе обязательно должен быть проставлен исходящий номер и указана дата отправления. Следует обратить внимание, что запрос не может быть передан лично в устной форме или по телефону, даже если звонит уполномоченное должностное лицо. Такие требования обладатель коммерческой тайны вправе не выполнять. Также не стоит спешить выполнять и требования о предоставлении коммерчески значимой конфиденциальной информации, если в запросе нет указания, с какой целью и на каких правовых основаниях государственный орган желает получить "секрет фирмы". То есть запрос должен быть мотивированным.
Пример.
В коммерческую компанию поступает запрос из органа внутренних дел с требованием предоставить для проверки первичные документы по учету основных средств за несколько лет. При этом в запросе отсутствуют ссылки на нормы законов, разрешающие милиции запрашивать подобную информацию. В этом случае, несмотря на требования пункта 8 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому "первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации", запрос можно оставить без ответа.
Какова должна быть "степень мотивированности", законом не установлено. Ясно, что мотивировки такого типа, как "в соответствии с действующим законодательством..." или "на основании страхового законодательства...", нельзя признать достаточными. Представляется наиболее целесообразным в запросе делать ссылку на конкретные статьи нормативно-правовых актов, на основании которых производится этот запрос.
Во всех случаях, когда обладатель коммерческой тайны считает требования государственного органа (органа местного самоуправления) о предоставлении ему тех или иных конфиденциальных сведений незаконными и отказывается исполнить запрос, инициатор запроса, как уже было сказано, наделяется правом затребовать эту информацию в судебном порядке. Рассмотрение дела в суде дает обеим сторонам спора равные процессуальные возможности для отстаивания своей позиции, что является дополнительной правовой гарантией от злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, обладатель коммерческой тайны также наделен правом на обращение в суд - он может подать иск о признании соответствующего предписания государственного органа (органа местного самоуправления) не соответствующим закону, иному нормативному правовому акту.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время разрешение вопросов в судебном порядке за рассматриваемое правонарушение является скорее исключением, чем правилом. Большинство конфликтов между уполномоченными органами и обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, удается разрешить на досудебной стадии. Пример - конфликт между Управлением специальных технических мероприятий службы криминальной милиции (УСТМ) при ГУВД Самарской области и сотовым оператором ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" ("СМАРТС").
В марте 2004 г. УСТМ обратилось в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи ("Россвязьнадзор") по Самарской области с ходатайством о приостановлении действия лицензии сотового оператора. Помимо ходатайства в "Россвязьнадзор" УСТМ направило жалобу на действия оператора связи в суд, намереваясь подвергнуть ЗАО "СМАРТС" административному наказанию. Причиной обращения послужил отказ сотового оператора выполнить требования УСТМ о предоставлении информации. Самарские милиционеры требовали предоставить так называемый частотно-территориальный план сети. Это список базовых станций оператора с точными координатами, частотами и высотой передатчиков. Такая схема расположения передатчиков позволяет точно определить местоположение абонента. В СМАРТСе объяснили свой отказ тем, что требуемая информация отнесена компанией к категории "коммерческая тайна", а УСТМ при формировании своего запроса нарушило порядок получения информации указанной категории, который определен Федеральным законом "О коммерческой тайне". После серии взаимных консультаций стороны пришли к соглашению, тем более что, как выяснилось, сотрудники УСТМ могут получить интересующую их информацию в региональном отделении Радиочастотного центра (государственный орган, занимающийся выделением радиочастот). После этого ГУВД отозвало свой иск в суд и обращение в "Россвязьнадзор".
[1] В исключениях прописаны особые случаи взаимодействия с органами: уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальным органом, федеральным антимонопольным органом, его территориальными органами, органами регулирования естественных монополий или органами, уполномоченными в области экспортного контроля. Ст. 19.19. регулирует нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Также отдельно прописана ответственность в ст. 15.6. КоАП за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (штраф незначительно размера). В случае необходимости могу дополнить анализ приведением ответственности, установленной в данных пунктах.
| |