Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Российская антимонопольная политика: влияние на бизнес

 


Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частого сектора.

11.11.2011Адвокатское бюро DS Law, ds-law.ru

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополиза­цию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспече­ние условии для развития конкуренции на рынке и т.п.

В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной поли­тики в России встает много проблем.

Высокая степень административного монополизма. В первую очередь, монополизма центральных государственных органов.

В России административный монополизм проявляется в виде:

•  сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях

Индустрии;

• сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;

• сохранения возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности;

• воздействия на предприятия при помощи государственного администра­тивного контроля;

•  объединения предприятии в различного рода ассо­циации и холдинги;

•  антиконкурентная политика государства по отноше­нию к естественным монополиям.

Особое внимание необходимо обратить на такой фак­тор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различ­ных секторах экономики. Аграрном, нефтегазо­вом, топливо-энергетическом, экономика дере­вообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связа­но с агрессивной направленностью деятельности пред­приятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

 

Методы государства

Реализуя антимонопольную политику, государство пыта­ется решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением безудержных стремлений пред­приятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.

С другой стороны, учитывая кризисное состояние эко­номики России и возможность крупных предприятий к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, - разумной госу­дарственной поддержкой, не ограничивающей средний бизнес.

Одним из способов сдерживания предприятий-моно­полистов является государственное ценообразование.

Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максималь­но возможную цену на товар и устанавливают монополь­но высокие цены, пользуясь своим доминирующим поло­жением.

 

Кому досталось?

В качестве примеров привлечения предприятий - моно­полистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BPХолдинг» (Постановление Пре­зидиума ВАС РФ от 25 мая 2010 года N 16678/09). ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 но делу № А4б-18174/2009). ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Поста­новление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

На сегодняшний день средний бизнес оказался под уда­ром действующей антимонопольной политики. Число контролируемых ФАС сделок сократилось вдвое. Основ­ная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства -в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел - единицы.

Помимо этого на настоящий момент в России отсутс­твует должный уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.

В частности, предусмотренные нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса, не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных акту­альных мероприятий. Во многих странах именно сред­ний и малый бизнес являются основой для создания и последующего стабильного развития конкурентной среды.

Так, у малого бизнеса больше возможностей маневри­ровать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента больше степень заинтересованности в реа­лизации того пли иного проекта.

 

«Вертикальные» соглашения

«Вертикальные» соглашения - соглашения, заключаемые между неконкурирующими субъектами, когда один из субъектов является поставщиком или покупателем товаров другого. Например, соглашения между произво­дителем и дистрибьютором.

Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как пра­вило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности. Они влекут за собой нарушение антимонопольбного законодательства РФ. Так обязанность письменно согласовывать с поставщи­ком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с указанным постав­щиком лицом и т.д.

 

Согласованные действия

Как правило, наиболее распространенными являются согласованные действия хозяйствующих субъектов по поддержанию цен на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Положительная судебная практика по данной категории дел пока немногочисленна и находит­ся скорее в стадии формирования. Это объясня­ется сложностью доказывания факта, что хозяйствующие субъекты действовали скоорди­нированно и сознательно ставили свое поведе­ние в зависимость от поведения других участников рынка, т. к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.

 

Ценообразование

Одной из наиболее распространенных форм ограниче­ния конкуренции на рынке считается монополистичес­кое ценообразование. 

Цена определяется путем сравнения с конкурентной ценой, она может быть выше или ниже ее. Соответствен­но, различают монопольно высокую и монопольно низ­кую цену.

Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефици­та товара путем сокращения объемов производства и искусственно повышенного покупательского спроса.

Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монопо­листический спрос.

Также предприятия могут устанавливать так называе­мые «ножницы цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефи­цита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, кото­рые в условиях инфляции повышают цены на свои гото­вые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

 

Выход рядом

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день антимонопольная политика в России должна осу­ществляться в соответствии с «Государственной программой демонополизации экономики и развития конкурен­ции», основными задачами которой являются:

•совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесе­нию поправок в антимонопольное законодательство РФ;

•ввода запрета на .достижение вертикальных соглаше­ний и осуществление согласованных действии, в результа­те которых происходит ограничение конкуренции;

•государственная  поддержка  развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льгот­ное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, тех­нопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;

•развитие экстратерриториального примене­ния антимонопольного законодательства РФ, раз­вивать сотрудничество ФАС России с антимоно­польными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информа­цией и привлечение к ответственности;

•снижение уровня монополизации и развитие конку­ренции на рынке;

•защита интересов предпринимателей и потребите­лей от монопольной деятельности:

•создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

•уменьшение зависимости предприятий от государс­твенных управленческих структур и др.

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 256