В Госдуме находится законопроект, который вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, дополняя его новой статьей 11.19¹. Поправки коснутся правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Постановлением Правительства N 112 от 14.02.2009 были утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила). Они устанавливают порядок перевозок, требования к перевозчикам, фрахтовщикам, владельцам объектов транспортной инфраструктуры.
Сейчас в случае неисполнения обязательств либо их ненадлежащего исполнения перевозчик несет лишь гражданско-правовую или предусмотренную транспортными уставами ответственность. Авторы проекта надеются заполнить этот пробел и вводят административную ответственность. Этим они хотят наладить механизм контроля за юрлицами и ИП, осуществляющими перевозку пассажиров.
Так, предлагается штрафовать указанные лица за нарушение требований по оформлению и оборудованию автовокзалов, остановочных пунктов, стоянок такси, а также транспортных средств, используемых для регулярных перевозок. Должностные лица заплатят от 3 до 5 тыс. руб., юридические – от 7 до 10 тыс. руб.
Необходимо отметить, что по Правилам оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта РФ. На дату подготовки материала ни одного нормативного акта по данному вопросу Минтранс РФ официально не опубликовал. Напомним, что проект соответствующего приказа ведомство разработало, но ожидается, что он вступит в силу только в середине следующего года. Таким образом, удивляет инициатива авторов законопроекта штрафовать за то, чего в правовой природе еще не существует. Остается рассчитывать на то, что предлагаемый приказ вступит в силу раньше, чем будет принят закон.
Документ предусматривает административные штрафы за нарушение порядка приема и выдачи багажа, порядка перевозки багажа или провоза ручной клади. Штраф для должностных лиц составит от 5 до 7 тыс. руб., для юрлиц – от 10 до 12 тыс. руб. При этом не ясно, как указанные нормы применять к наземному электрическому транспорту, поскольку трамваи и троллейбусы не оборудованы багажными отделениями. Возможно, эти нормы будут применяться исключительно в части ручной клади.
Проект вводит ответственность за нарушение порядка оформления или продажи билетов, квитанций на провоз ручной клади, багажной квитанции, а также несоблюдение требований по оформлению или выдачи квитанции по оплате такси. Должностные лица, привлеченные к административной ответственности, заплатят от 5 до 10 тыс. руб., юрлица – от 10 до 15 тыс. руб.
Самый значительный штраф предусмотрен за перевозку по заказу без заключения договора фрахтования (в том числе в форме заказа-наряда), а также без регистрации заказа фрахтователя в журнале регистрации. За такое нарушение должностные лица будут оштрафованы на сумму от 30 до 35 тыс. руб., а юрлица – от 50 до 60 тыс. руб.
Отметим, что из текста законопроекта не ясно, какой государственный орган вправе привлекать к ответственности и какие должностные лица уполномочены в указанных случаях составлять протоколы об административных правонарушениях.
Планируется, что депутаты рассмотрят документ в феврале 2011 г. Отзывы и замечания по законопроекту принимаются до 23.01.2011.
Документ:
Законопроект N 462068-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
|