Спор, рассмотренный ФАС Уральского округа, возник после того, как местная администрация обратилась в арбитражный суд с требованием к организации о принудительном демонтаже вывески. По мнению заявителя, вывеска, содержащая наименование и номера телефонов организации, является самовольно установленной рекламной конструкцией.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении требований. Свою позицию они обосновали тем, что указанные сведения представляют собой средство индивидуализации общества и к рекламе не относятся. Соответственно, для установки такой вывески не требуется получать разрешение, предусмотренное законодательством о рекламе.
Суд кассационной инстанции согласился с таким выводом. При этом было отмечено, что рекламой признается информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. Сведения же, указанные на спорной вывеске, носят информационный характер, а значит, не являются рекламой в силу ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.
В подтверждение своей позиции суд сослался на Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 37 от 25.12.1998. В пункте 18 этого письма разъясняется, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама. Напротив, распространение таких сведений является обязательным для юридического лица, и они не относятся к рекламной информации независимо от манеры исполнения на соответствующей вывеске.
Выводы судов об информационном характере вывески, а также позиция ВАС РФ, изложенная в Информационном письме, основаны на том, что указание наименования для организации обязательно. Однако следует отметить, что в рассматриваемой ситуации наименование организации позволяло однозначно определить вид предоставляемых услуг. Кроме того, на спорной конструкции были указаны также номера телефонов. То есть вывеска, по сути, содержала сведения об организации, предоставляемых ею услугах и контактную информацию. По отношению к таким данным могут возникать сомнения в их не рекламном характере.
Судебная практика по этому поводу складывается неоднозначно. В некоторых случаях вывеска, на которой не указаны адрес и режим работы организации, но имеются ее наименование, телефон и сведения о предоставляемых услугах, признается рекламой (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. N Ф03-6881/2009).
В других случаях суды указывают, что назначением конструкции, содержащей наименование и телефоны организации, является не реклама, а информирование населения о ее месте нахождения (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционный суда от 12 апреля 2010 г. N 18АП-2345/2010).
Документы:
Постановление ФАС Уральского округа от 27.07.2010 N Ф09-5547/10-С1 по делу N А76-41016/2009-4-990/143 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" | |