Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


В России впервые установлены правила использования инсайдерской информации

29.07.2010 года Президент РФ Д. А. Медведев подписал закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипули-рованию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

06.09.2010Lidings, www.lidings.com
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

29.07.2010 года Президент РФ Д. А. Медведев подписал закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипули-рованию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (Закон). Данный Закон является одной из мер по защите интересов инвесторов, действующих на фондовом рынке, и совершенствованию системы проведения торгов. Особый интерес Закон представляет для иностранных инвесторов и других участников финансового рынка.

Цель Закона состоит в пресечении злоупотреблений в связи с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, кредитных услуг, в сделках с участием инвестбанков и паевых инвестиционных фондов, что особенно актуально для создания привлекательного инвестиционного климата внутри России. В чем же состоят законодательные нововведения? Среди прочего, Закон устанавливает:

  • понятие инсайдерской информации и манипулирования рынком;
  • прямой запрет на передачу инсайдерской информации третьим лицами и на ее использование при совершении сделок с финансовыми инструментами, ценными бумагами и товарами;
  • категории юридических и физических лиц, относимых к инсайдерам, и их обязанности в связи с таким отнесением;
  • дополнительные полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР);
  • ответственность как физических, так и юридических лиц за нарушение режима использования инсайдерской информации.

    Таким образом, уже сейчас можно рассмотреть основные положения Закона, который вступит в силу 27 января 2011.

    I. Режим инсайдерской информации

    Инсайдерская информация определена как точная и конкретная информация (включая сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую, государственную, налоговую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну), распространение которой может оказать существенное влияние на цены:

  • финансовых инструментов;
  • иностранной валюты;
  • товаров.

    В качестве примера инсайдерской информации, а точнее негативных последствий ее использования, можно привести следующую ситуацию, типичную для рынка ценных бумаг: инсайдер распространяет ложную информацию об эмитенте ценных бумаг, тем самым влияя на стоимость размещаемых или размещенных им ценных бумаг, в результате рядовые инвесторы оказываются в убытке. Или другой пример, на этот раз так называемого "государственного" инсайда - высказывания государственных чиновников по "делу ЮКОСА" вызывали различной степени понижение и повышение акций компании.

    Следует отметить, что к инсайдерской информации не относятся:

  • сведения, ставшие доступными неограни-ченному кругу лиц, в том числе, в результате их распространения;
  • осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, а также рекомендации или предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валюты или товаров.

    II. Юридические и физические лица, относимые к инсайдерам

    Закон относит к инсайдерам 13 категорий субъектов. С определенной степенью условности их можно поделить на пять групп:

  • эмитенты, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, иные лица, осуществляющие сделки в интересах клиента, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, иными словами, участники торговли;
  • хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на каком-либо рынке, лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании договоров (включая аудиторов и оценщиков), члены совета директоров или общего собрания участников, то есть корпоративные субъекты;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, их руководители, муниципальные органы, должностные лица, Банк России, члены Национального банковского совета - публично-правовые субъекты;
  • информационные и рейтинговые агентства.

    III. Дополнительные обязанности для инсай-деров

    На хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на каком-либо рынке, и эмитентов возлагается обязанность вести список инсайдеров. Более того, юридические лица также будут обязаны уведомлять инсайдеров о включении их в такой список. Закон также предусматривает передачу списка инсайдеров организаторам торговли и ФСФР. Но этим обязанности не исчерпываются: необходимо назначить должностное лицо или создать структурное подразделение, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением режима инсайдерской информации. Режим инсайдерской информации в каждой конкретной организации будет определяться в соответствии с внутренними правилами охраны конфиденциальности инсайдерской информации и доступа к ней. Особый интерес принятый Закон будет представлять для организаторов торгов и для управляющих компаний, поскольку на инсайдеров указанных субъектов возлагается обязанность сообщать о совершенных сделках указанным юридическим лицам, а также ФСФР.

    IV. Полномочия ФСФР

    Законом на ФСФР возлагается обязанность проводить проверки соблюдению режима инсайдерской информации. Но для проведения проверки необходимо наличие одного обстоятельства: жалоба о разглашении инсайдерской информации или публикация в СМИ. ФСФР также наделена полномочием выдавать инсайдерам обязательные предписания для устранения нарушений режима инсайдерской информации. Более того, ФСФР имеет право обратиться в лицензирующие органы с предложением о принятии мер воздействия вплоть до лишения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Важно отметить, что в целях пресечения нарушений закона ФСФР может потребовать в ходе проверки потребовать предоставления записей обмена данными, которые ведутся в соответствии с внутренними документами соответствующего юридического лица.

    Непосредственный порядок осуществления указанных полномочий будет регулироваться нормативно-правовыми актами ФСФР, работа над которыми еще ведется. На эти акты инсайдерам нужно будет обратить особое внимание.

    V. Ответственность за нарушение режима инсайдерской информации

    Закон предусматривает внесение поправок в Уголовной кодекс Российской Федерации (ответственность за неправомерное умышленное использование инсайдерской информации – штраф от 300 000 до 500 000 тысяч рублей или лишение свободы на срок от двух до четырех лет); в Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях (ответственность за неправо-мерное использование инсайдерской информации без причинения крупного ущерба – штраф от 3 до 5 тыс. рублей для физических лиц, от 30 000 до 50 000 тыс. рублей на должностных лиц и не менее 700 000 тыс. рублей для юридических лиц из расчета излишнего дохода). Брокеры и дилеры, допустившие нарушения режима инсайдерской информации, будут рисковать лишиться лицензий на осуществление своего вида деятельности. В случае причинения убытков, вызванных неправомерным использованием инсайдерской информации, к инсайдеру можно предъявить иск об их возмещении. Однако сам факт совершения операций с использованием инсайдерской информации, не будет являться основанием для признания их недействительными.

    VI. Первые выводы

    В целом, принятие Закона можно охарактеризоваться как положительное явление, поскольку отсутствие закона об инсайде во многом способствовало нарушению прав и законных интересов инвесторов.

    Однако ряд экспертов полагает, что принятие Закона вызовет тенденцию к поиску более изощренных схем использования инсайда с целью избежать административной и уголовной ответственности. Как бы то ни было, ответ на вопрос об эффективности Закона даст правоприменительная практика.

  •  

    Источник: Lidings


    Прочитавших: 4216 Версия для печати

    Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

     

    Пресс-релизы

    Суды и сделки

    Анонсы

    События







    Translex - Юридически грамотный перевод

    Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

    Staffwell




    Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты