Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Ответственность налоговых агентов может быть ужесточена

 


В Госдуму поступил проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий увеличиние штрафов за неуплату НДФЛ и усложнение администрирования работы с налогом. В случае принятия поправок в том виде, в котором они поступили на рассмотрение нижней палаты Парламента, можно ожидать появления новых проблем в законодательстве, регламентирующем порядок уплаты сразу нескольких федеральных налогов.

04.08.2010"Консультант Плюс", www.consultant.ru

На днях в Госдуму поступил проект изменений в Налоговый кодекс. Авторы поправок предлагают увеличить штрафы за неуплату НДФЛ, а также за его неполное или несвоевременное перечисление. Кроме того, законопроект предусматривает подачу квартальной отчетности по НДФЛ, а также предоставление платежного поручения на уплату налога одновременно с перечислением зарплаты сотрудникам компании или получением в банке средств на ее выплату.

Предполагается, что принятие этих изменений увеличит суммы НДФЛ, поступающие в бюджет, однако формулировки поправок могут повлечь более серьезные последствия, чем штраф за опоздание при уплате подоходного налога.

Законопроект N 408783-5 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ», который на данный момент находится на рассмотрении Госдумы, может стать золотоносным для бюджета, ведь он должен повысить сборы одного из наиболее весомых федеральных налогов – НДФЛ. Авторы документа предлагают ужесточить ответственность налоговых агентов (чаще всего это организации-работодатели) сразу по нескольким направлениям.

Прежде всего, планируется расширить перечень оснований для ответственности агентов: на данный момент инспекции штрафуют их за неуплату или неполное перечисление налога в бюджет, а авторы поправок предлагают наказывать еще и за несвоевременное перечисление. Сейчас недобросовестные налоговые агенты ссылаются на различные правовые зацепки для неперечисления налога в установленный законом срок и, уплачивая налог с существенной просрочкой, часто избегают санкций. Именно такая причина указана в пояснительной записке к документу. Также может быть увеличена сумма штрафа, налагаемого на агента: с 20 до 50 процентов от неуплаченной суммы.

Кроме этого, депутаты предлагают ужесточить требования к порядку ведения отчетности. В частности, агентов могут обязать вести отчетность по НДФЛ, которую необходимо будет представлять в инспекцию по истечении первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года. Эта отчетность будет формироваться из сведений об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по всей организации или ее обособленному подразделению (без детализации по конкретным налогоплательщикам).

Предлагается внести изменения и в порядок перечисления НДФЛ в бюджет. Сейчас организация обязана перечислять налог в тот момент, когда собирается выдавать сотрудникам заработную плату, то есть одновременно с фактическим получением в банке наличных на выплату дохода либо с перечислением средств со счета компании на карточки работников. В законопроекте такое правило предлагается дополнить обязанностью в это же время предоставлять в банк платежное поручение на перечисление налога. По задумке авторов поправок, данное уточнение сделает уплату налога автоматической, однако никакой ответственности за несоблюдение этого требования законопроектом не установлено.

В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса РФ, налоговый агент несет ответственность за неполную уплату или неперечисление соответствующего налога в бюджет. Главой 23 Кодекса никакая специальная ответственность для агентов по НДФЛ не предусмотрена. Таким образом, если отдельное поручение не было предоставлено банку в момент перечисления зарплаты, но налог был перечислен в срок, организация не может быть подвергнута какому-либо наказанию. Законопроектом не устанавливается и ответственность банков за выдачу или перечисление средств на зарплату при отсутствии такого платежного поручения.

Следует иметь в виду немаловажный аспект предлагаемых изменений, о котором не говорится в пояснительной записке. Поправки, которыми может быть расширен перечень оснований для привлечения агентов ответственности и увеличена сумма штрафа, предлагается внести в ст. 123 НК РФ, регламентирующую ответственность налоговых агентов. Эта общая норма, входящая в первую часть Кодекса, распространяется на всех налоговых агентов, а не только на компании и предпринимателей, которые удерживают НДФЛ с доходов физических лиц.

Напомним, что налогоплательщики могут быть признаны агентами и по другим налогам. В частности, российские налогоплательщики являются агентами по НДС при приобретении товаров, работ или услуг у зарубежных компаний, не имеющих представительств на территории России, или при аренде государственного либо муниципального имущества, а также в некоторых иных случаях. При этом в силу ст. 167 НК РФ налоговая база по НДС определяется либо на момент реализации товара (работы, услуги), либо на день его оплаты, с чем связан еще один спорный момент: не ясно, когда налоговый агент должен уплатить налог. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 161 НК РФ агент обязан его удержать у налогоплательщика, то есть обязанность по исчислению НДС возникает вроде бы после оплаты товара, при этом в силу ст. 167 НК РФ, если раньше произошла отгрузка, налоговая база должна быть определена уже до оплаты.

Таким образом, если товар был отгружен налогоплательщику в более раннем периоде, а оплачен в более позднем, и при этом налог удерживался у контрагента и перечислялся в бюджет в периоде оплаты, суд может счесть уплату НДС несвоевременной. По правилам, предлагаемым законопроектом, в таком случае агент обязан уплатить штраф, причем поправки существенно увеличивают сумму этого штрафа.

В некоторых случаях российские налогоплательщики также могут быть признаны агентами по налогу на прибыль. Связанные с этим спорные моменты до введения ответственности за несвоевременную уплату агентом налога не причиняли особого беспокойства бизнесу. Однако принятие рассматриваемого проекта также может повлечь значительные штрафы таких агентов.

Учитывая вышесказанное, в случае принятия поправок в том виде, в котором они поступили на рассмотрение нижней палаты Парламента, можно ожидать не только усложнения администрирования НДФЛ, но и появления новых проблем в законодательстве, регламентирующем порядок уплаты сразу нескольких федеральных налогов.

Документ:

ПФЗ N 408783-5 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ»

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 255