Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Власть имущим и к власти идущим посвящается...

 




02.02.2009Адвокатское бюро "Юг" ("ABY") адвокатской палаты Краснодарского края, www.abylaw.ru

«10» января 2009 года вступил в силу ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон), который устанавливает основные принципы и основы противодействия коррупции, требования к гражданам, меры ответственности. Закон достаточно полно определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, полномочиями, дача или получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Закон состоит из ряда декларативных положений, одна из которых провозглашает, что одной из мер по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Но есть в законе и вполне конкретные положения. К таковым в частности следует отнести норму, устанавливающую новое основание для увольнения лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы, - непредставление сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И напротив, согласно Закону длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при его повышении.

Предоставление информации о доходах, как указано выше, является обязательным и осуществляется непосредственно работодателю. В свою очередь последний, согласно п. 6 статьи 8 Закона, должен осуществить проверку достоверности и полноты такой информации самостоятельно или путем запроса в правоохранительные или иные государственные органы.

Обязанность предоставления служащими сведений о доходах была предусмотрена и другими законами (например, ФЗ «О муниципальной службе в РФ»), хотя состав таких сведений согласно Закону существенно шире. Эти сведения по-прежнему являются конфиденциальными, и их использование не допускается для установления платежеспособности служащего (его супруга, детей). Однако Закон делает новую оговорку касательно того, что сведения о доходах государственных и муниципальных служащих все-таки могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации, но только в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, перечень которых пока не установлен.

Самыми значимыми и существенными нововведениями Закона, на наш взгляд, являются:

- обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

- обязанность работодателя в десятидневный срок сообщить по последнему месту службы лица, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, о заключении с указанным лицом трудового договора в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы.

Таким образом, не уведомление руководства о склонении к совершению коррупционных действий является самостоятельным правонарушением, влекущем наказание, либо увольнение такого лица. Причем, порядок подачи, форма уведомления о таких фактах, порядок проверки этих сведений определяются самим работодателем. Исполнение вышеуказанного требования закона не может не отразится и на простых гражданах, которые так привыкли «решать» вопросы, ведь теперь донесение о факте предложения взятки может повлечь не только уголовную ответственность для «дающего», но и существенные премии для «не берущего». Примеры поощрения должностных лиц за выполнение предписаний Закона уже зафиксированы в ряде субъектов РФ.

Обязанность работодателя сообщать о приеме на работу бывшего гос (или мун-) служащего связана с возможностью осуществления таким гражданином в коммерческих организациях в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы функций, которые ранее входили в его должностные обязанности, только с согласия специальной комиссии. Компаниям, привыкшим привлекать бывших сотрудников властных органов для решения вопросов с использованием наработанных контактов, нарушение предписаний закона обойдется в копеечку. Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Законом, влечет наложение административного штрафа

- на должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей;

- на предпринимателей от 20 000 до 50 000;

- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 19.29. КоАП РФ, введенная именно в связи с принятием Закона).

Недостаточно полно освещены Законом основные предпосылки возникновения коррупции среди служащих. Так, только статья 7 Закона лишь относит к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции направления - обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении муниципальных и государственных заказов и совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. Конкретные действия и требования Закон не устанавливает.

По всей видимости, конкретизацией положений Закона должны заниматься на местах сами служащие, которые наиболее подвержены коррупционным рискам. В этом смысле интересным представляется один из разделов Плана противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 г. № 789-р в соответствии общегосударственным планом противодействия коррупции. В упомянутом разделе запланировано в течение 1-го полугодия 2009 года осуществить «Разработку и утверждение системы мониторинга коррупционных рисков исполнительных органах государственной власти Краснодарского края и структурных подразделениях администрации Краснодарского края для определения перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции». Наконец-то, мы скоро узнаем, кто же все-таки наиболее подвержен риску получить взятку и занимает, так называемые «коррупциогенные должности».

Вполне уместным представляется направление деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, именованное в ст. 7 Закона как «сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов», особенно если учесть, что аппарат чиновников в РФ примерно в 3,5 раза больше чем в СССР образца 1990 года (1463000 человек против 410000 человек) (по данным business-magazine.ru, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №19 от 26 Сентября 2006 года).

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 255