Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Ответственность руководителя компании при "сотрудничестве" с регистрирующим органом

 


В настоящее время малому бизнесу отводиться огромная роль в развитии экономики нашей страны, Президент и Правительство уделяют немало внимания поддержке и развитию малого предпринимательства. Поэтому на данном этапе значительно возросло число вновь появляющихся и действующих юридических лиц, особенно ООО, и индивидуальных предпринимателей. При регистрации общества или индивидуального предпринимателя, при осуществлении ими предпринимательской деятельности, должностным лицам данных организаций приходиться «сотрудничать» с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц при создании, а также ответственным за ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

05.11.2008Юридическая фирма "Лекс"

В настоящей статье рассматриваются некоторые составы правонарушений, которые наиболее часто совершаются должностными лицами организаций, либо индивидуальными предпринимателями при взаимодействии с налоговым органом, осуществляющим ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при создании, а также регистрацию внесения изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, для осуществления предпринимательской деятельности физическое лицо обязано зарегистрироваться либо в качестве ИП, либо создать юридическое лицо. Для этого обязательна процедура государственной регистрации. Согласно ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины. При подаче вышеуказанных документов необходимо соблюдать требования, указанные в Постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Также следует помнить, что в соответствии с ч.5 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Это такие сведения как: • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; • организационно-правовая форма; • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; • способ образования юридического лица (создание или реорганизация); • сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; • способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); • сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; • размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); • фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; • сведения о филиалах и представительствах юридического лица. Индивидуальный предприниматель также в течение трех дней с момента изменения сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Это такие сведения как:  фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);  пол;  дата и место рождения;  гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");  место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));  данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);  вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);  вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);  вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);  дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;  дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа). При нарушении любого из вышеуказанных требований, становится возможным привлечение должностного лица организации либо индивидуального предпринимателя к административной и даже уголовной ответственности. Так, согласно ч.3 ст.14.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП), непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. В Письме ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ разъясняется, что под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Предоставление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений. Таким образом, любая ошибка в документах, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации, может повлечь наложение административного взыскания в соответствии с ч.3 ст. 14.25 КоАП. На практике это выражается в следующих ошибках (по мнению регистрирующего органа) и неточностях и опечатках (по мнению заявителей). Так, Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области отказала в регистрации вносимых изменений по причине того, что в пункте «Субъект Федерации» не было указано «Тюменская область», хотя в пункте «Населенный пункт» было указано «Тюмень». Наиболее частым основанием привлечения к административной ответственности является несвоевременное предоставление таких сведений, как смена паспорта участников юридического лица, либо индивидуального предпринимателя (например, Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 24.06.2008 № Ф04-3787/2008(7009-А46-19) по делу №А46-2156/2008). В этих случаях суды исходят из правомерности действий ИФНС в части наложения штрафа. Также возможны случаи простых опечаток в заявлении либо учредительных документах юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В этих случаях это также является основанием для привлечения должностных лиц организации либо индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Ч.4 ст. 14.25 КоАП предусматривает ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Кроме того, в некоторых случаях возможно привлечение должностных лиц организаций либо индивидуальных предпринимателей не только к административной, но и к уголовной ответственности. Так, согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Кроме того, в налоговый орган необходимо предоставлять и иные документы, предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), например, письменное сообщение в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. В связи с этим, хотелось бы затронуть ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового Кодекса Российской Федерации и ст.15.6 КоАП. В соответствии с ч.1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Привлечение организации к ответственности по статье 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности. Так, согласно ч.1 ст. 15.6 КоАП, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. Также часто забывается обязанность вновь зарегистрированного лица предоставить сведения об открытии расчетного счета в банке. Ответственность за нарушение данной обязанности предусмотрена ст. 118 НК РФ, в соответствии с которой, нарушение налогоплательщиком семидневного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Что касается административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, применяется ст. 15.4 КоАП, в соответствии с которой, данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Учитывая вышесказанное, хотелось бы остановиться на правилах привлечения к административной ответственности (именно нарушение этих правил ИФНС совершает чаще всего, что, конечно же, служит основанием для непривлечения к ответственности). Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а в соответствии с ч.3 указанной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП, являются:  раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;  добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;  предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;  совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;  совершение административного правонарушения несовершеннолетним;  совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Особое внимание следует уделить сроку привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст. 4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (а не со дня обнаружения, как часто считает ИФНС). Также п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП говорит о том, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Очень часто лица, привлеченные ИФНС к административной ответственности за вышеуказанные правонарушения, обжалуют Постановления о привлечении к административной ответственности в виду того, что срок привлечения уже истек. В таком случае ИФНС обосновывает свою позицию, основываясь на ч.2 ст. 4.5 КоАП, в соответствии с которой при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Но суды стабильно исходят из того, что такие правонарушения не являются длящимися и иски об отмене штрафа удовлетворяют (Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 11.12.2007 № Ф04-7916/2007(40104-А46-3) по делу № А46-2086/2007). Также следует помнить о том, что Вы должны быть извещены о месте и времени производства по делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с ч.2 ст. 25.1, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Также следует помнить о необходимости составления протокола о совершении административного правонарушения (ст. 28.2 КоАП) и о требованиях к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП). Несоблюдение ИФНС хотя бы одного из вышеуказанных требований служит основанием для признания привлечения к административной ответственности незаконным, о постановления – недействительным (Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 15.02.2007 № Ф04-437/2007(31355-А45-3) по делу № А45-13105/2006-31/318).

 

Прочитавших: 2774 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности