Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Социальное партнерство и коллективные трудовые споры: проблемы и пути решения

 




23.07.2008Общество с ограниченной ответственностью Консалтинговое агентство "Большой Иркутск", bigirk.ru

По мере развития экономики, повышения качества жизни, количество коллективных трудовых споров будет только возрастать. Задача государства, представителей работников и работодателей обеспечить соответствующие нормативные и организационные условия. Речь идет об инфраструктуре предупреждения и урегулирования конфликтов, без которой законодательство на местах не будет работать.
В Москве, постановлением правительства города создан Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров. Этот подход вполне может быть усовершенствован и использован на территории других субъектов Российской Федерации. Мы полагаем возможным предложить сделать систему негосударственных трудовых арбитражных судов единой на всей территории Российской Федерации. Такие суды могли бы рассматривать и разрешать по существу как юридические споры, вытекающие из коллективных трудовых отношений, так и экономические споры, не включенные сегодня в компетенцию государственных судов. Обращение участников коллективного трудового спора в арбитраж необходимо сделать обязательным элементом процедуры урегулирования трудового спора. Статус трудовых арбитражных судов должен регулироваться Трудовым кодексом и специальным федеральным законом, как это имеет место в отношении третейских судов.
Следует сформировать коллегии трудовых посредников и профессиональных переговорщиков. Авторитет этих организаций должен поддерживаться как объединениями работодателей так и профсоюзами. Указание на юрисдикцию трудового арбитража и посреднические процедуры необходимо включать как обязательное условие в коллективные договоры и соглашения о социальном партнерстве. Посредников и трудовых арбитров нужно специально готовить. В этих целях следует определить в каждом федеральном округе высшее учебное заведение, на базе которого могла бы проводится подобная подготовка.
Полагаем целесообразным придать коллегиям профессиональных трудовых посредников статус саморегулируемых организаций (СРО). В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона «О примирительных процедурах…». Предлагаем внести в него дополнения, регулирующие деятельность посредников при урегулировании коллективных трудовых споров.
Законодательство о коллективных трудовых спорах, подзаконные акты конечно нуждаются в совершенствовании. Следует усилить регламентирующую роль коллективных трудовых договоров (КТД): сделать их обязательными для заключения на предприятиях с числом занятых, например, от 30 человек. Кроме того, статья 41 Трудового Кодекса Российской Федерации должна быть изменена таким образом, чтобы в ней содержался перечень существенных (обязательных) условий коллективного договора.
Конкретизации подлежат законодательные положения об ответственности за нарушение КТД. Представляется целесообразным переработать статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению». В частности, ввести понятие существенного и неоднократного нарушения КТД, соглашения; ответственность за неисполнение КТД органом, представляющим интересы работников; повысить размер штрафов. Предоставление дополнительных прав профсоюзам должно сопровождаться введением имущественной ответственности перед работодателем за незаконные действия. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, установленных ст.ст.5.28-5.34 КоАП РФ следует отнести к подведомственности судов.
Не менее важно выработать нормы и договориться о соблюдении этики разрешения трудовых споров – не все возможно формализовать в законах. Это мог бы быть федеральный стандарт или регламент разрешения коллективного трудового спора, принимаемый как приложение к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Создание рабочих мест и выплата заработных плат не является целью создания коммерческого предприятия. Обеспечить разумный баланс частнособственнического и трудового интереса – задача властей, объединений работодателей и профсоюзов. Экономически необоснованные зарплаты в сочетании с суровыми условиями труда являются важной причиной утечки квалифицированной рабочей силы в ряде отраслей и замещения ее неквалифицированной, в том числе нелегальными мигрантами. Мы предлагаем разработать концепцию и механизм оценки экономической обоснованности системы и размера оплаты труда на конкретных предприятиях с учетом как внешних, так и внутренних факторов. Подобный инструментарий может быть использован при урегулировании коллективных трудовых споров, большинство из которых возникает из-за размера заработной платы и норм труда.
Целесообразным представляется усиление роли представителей работников в управлении предприятиями. Предлагается введение обязательного членства представителя работников в советах директоров (наблюдательных советах) любых хозяйственных обществ, если число занятых превышает, например, 100 человек, с предоставлением такому представителю права голоса по вопросам, напрямую затрагивающим права работников. Создание таких советов на предприятиях со столь значительным количеством персонала должно быть обязательным.

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 255