Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Трансфертное ценообразование – что это?

 


Проблема трансфертного ценообразования в последнее время находится в центре внимания как специалистов в области налогообложения, так и широких кругов общественности. Сегодня такой механизм построения ценообразования внутри холдинговых структур, признается практически основным каналом утечки бюджетных средств.

10.06.2008ООО «Норман ДЛ Ассошиэйтс», www.ndla.ru

Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны – это важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированной структуры. Путем концентрации прибыли в едином центре и дальнейшем их перераспределении в соответствии с потребностями входящих в холдинг компаний организуется практически командная структура. Правда, препятствовать холдингу в перераспределении его собственных средств было бы экономически необоснованно.

Налоговые органы следят за ценами, используемыми внутри группы компаний, взаимозависимых лиц. Проверяя соответствие цен товаров определенному среднерыночному уровню, налоговые органы преследуют цель выявления заниженных или завышенных цен, используемых налогоплательщиком для снижения налоговых выплат. Регулирование трансфертного ценообразования обусловлено потребностью государства изымать справедливую долю налогов, причитающуюся при применении рыночных цен. Его цель – это предотвращение (минимизация) бюджетных потерь за счет корректировки искаженной налоговой базы вне зависимости от правовой формы (цены) с учетом экономической сущности сделки и её цели.

Правовые аспекты трансфертного ценообразования

В Налоговом Кодексе РФ есть две основные статьи, которые регулируют трансфертное ценообразование. Действующая редакция статьи 20 НК РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения, которыми признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Несмотря на то, что перечень их ограничен и исчерпывающийся, второй пункт данной статьи предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям.

Статья 40 НК РФ устанавливает, что налоговые органы обязаны проверять правильность применения цен по сделкам только в некоторых прописанных случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если рассматривать российские интегрированные структуры, то для избежания контроля необходимо исключить прямую взаимозависимость компаний – участников сделки. Установление взаимозависимости между контрагентами наиболее актуальный предмет судебных споров.

Законодательство возлагает доказательство несоответствия цены сделки рыночному уровню цен на налоговый орган. Однако на практике не удается установить цену, на основании которой можно доказать превышение или занижение цены сделки. Компания всегда найдет способ защитить свои интересы, предоставив информацию о цене сделок с невзаимозависимой компанией (то есть компанией, которая не является взаимозависимой по отношению к проверяемой компании). Если налоговый орган приводит цену внешних сопоставимых сделок, то есть сделок, в которых не участвует налогоплательщик, но предметом которых являются идентичные товары (работы, услуги), то существует вероятность оспорить сравнение с такой ценой за счет несоответствия условий ведения хозяйственной деятельности контролируемой организации и компании-аналога. Это связано с тем, что судебная доктрина недобросовестности может исходить из принципа «вытянутой руки» (arm’s length basis). Цены, образованные по такому принципу - это цены, которые являются результатом переговоров между двумя независящими сторонами.

Международные методы трансфертного ценообразования

Согласно руководству ОЭСР – основному международному документу по трансфертному ценообразованию 1995 года - все методы можно разделить на две группы:

методы, основанные на анализе сделки:

      • методы сопоставимой неконтролируемой цены;
      • метод цены последующей реализации;
      • метод «издержки плюс»;

методы, основанные на анализе прибыли:

    • метод распределения прибыли;
    • метод чистой прибыли.

Данный международный опыт перенят разработчиками Налогового Кодекса РФ, но не в полном объеме. При выборе метода трансфертного ценообразования ведущие страны руководствуются методами, которые обеспечивают наиболее точное определение результата в соответствии с принципом «вытянутой руки».

По вопросу внесения поправок в Налоговый Кодекс РФ

Официальные источники информации сообщают о том, что правительство готовит поправки в статью 40 НК. Однако законопроект вряд ли будет принят Госдумой до конца 2007 года. По словам чиновников, законопроект уже подготовлен и в настоящее время находится в стадии согласования с ведомствами. Предстоящие выборы ограничивают своевременность принятия законопроекта, и поэтому в 2007 году будет только внесен проект, а введен в действие он будет не ранее 2008 года.

Детали законопроекта пока широко не обсуждаются, но по предположениям законопроект ограничит возможности налогоплательщика в области минимизации налоговых выплат. Одно из новшеств должно побуждать компании к добровольному отчету о контролируемых сделках, если объем таких сделок превысит некоторую пороговую величину. Механизм предполагает наложение штрафных санкций на организации, которые не будут предоставлять информацию о контролируемых сделках. Тем, кто уведомит налоговые органы, будут грозить только доначисления и пени.

Выводы

Принятие решений об использовании трансфертного ценообразования в интегрированных структурах остаётся за топ-менеджментом компании. В случае принятия положительного решения по данному вопросу, необходимо заранее предусмотреть все схемы и механизмы контроля над внутренними сделками, дабы своевременно обеспечить защиту своих интересов перед лицом ответственных органов. Продумывая пути налоговой оптимизации деятельности компании, следует фокусироваться на извлечении максимальной прибыли, а не на максимальном занижении налоговой базы.

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 255