Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ:
новый этап в развитии правовой системы России



04.07.2002Coudert Brothers
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Вступивший в силу с первого марта Закон “О несостоятельности (банкротстве)” являет собой значительный шаг в развитии соответствующей отрасли российского законодательства. Одно то, что он в несколько раз превосходит по объему Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, существовавший в России с 1992, года свидетельствует о более детальном подходе законодателя к проблемам банкротства в нашей стране.

Серьезные изменения внесены не только в существующую процедуру банкротства, но и в само понятие "банкрот". В соответствии с дефиницией, закрепленной в старом законодательстве, банкротом признавалось лицо “неспособное удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и бюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника”. Как следует из этого определения, для признания лица банкротом суду было необходимо установить величину стоимости имущества должника, сравнить ее с величиной его задолженности, затем оценить структуру его баланса и лишь затем сделать окончательный вывод о кредитоспособности должника. Если прибавить ко времени, которое суд должен был тратить на эти процедуры, еще три месяца, которые должны были истечь со дня наступления обязательства по оплате долга до подачи в суд иска о признании лица банкротом, то нетрудно представить, сколько времени кредитору приходилось ждать возврата своих средств. Кроме того, процедура банкротства вообще не могла применяться в тех случаях, когда стоимость имущества должника, пусть незначительно, но превышала сумму его обязательств, а структура его баланса признавалась удовлетворительной. Для кредитора такое положение вещей означало дальнейшую отсрочку возможности взыскать с должника причитающуюся сумму.

Новый Закон никаким образом не связывает возможность признать лицо банкротом с соотношением между его активами и величиной долга. Основных условий, необходимых и достаточных для банкротства Закон установил два: истечение трех месяцев с момента наступления даты исполнения обязательства, величина этого обязательства превышает 500 кратный размер установленной законом минимальной оплаты труда.

Важно, что Закон обязывает руководителя предприятия-должника самому в месячный срок обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, когда удовлетворение требований кредитора или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств предприятия в полном объеме перед другими кредиторами. Вводя эту норму, Закон четко определяет ответственность руководителя предприятия за ее неисполнение. Другими словами предприятия теперь сами обязаны заботиться о собственных долгах, в противном случае субсидиарная ответственность по обязательствам, возникшим по истечении названного срока, возлагается на руководителя. Кроме того, руководитель предприятия может быть лишен права занимать руководящие должности или заниматься предпринимательской деятельностью, а в отдельных случаях может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Одним из серьезных факторов, обеспечивающих интересы кредиторов в период между обращением в суд с иском о признании должника банкротом и введением внешнего управления или конкурсного производства, стало появление в новом законе института внешнего наблюдения. Вводится оно (внешнее наблюдение) сразу же после принятия судом заявления о банкротстве. Одновременно с введением внешнего наблюдения суд назначает временного управляющего. Органы управления должника также продолжают осуществлять свои функции, однако их компетенция существенно ограничивается, они не могут принимать решения, способные повлечь ухудшение финансового положения должника (выплата дивидендов, участие в других юридических лицах, создание филиалов и представительств, выпуск дополнительных акций...). Все перечисленные решения не могут быть приняты иначе как с одобрения временного управляющего. Управляющий наделен также полномочиями ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении от должностей конкретных членов органов управления должника в том случае, если он сочтет, что их действия наносят ущерб интересам кредиторов.

Основной задачей временного управляющего является принятие мер к сохранению имущества должника до принятия судом решения о судьбе последнего. Он также уведомляет всех кредиторов о предстоящем разбирательстве дела о банкротстве, составляет реестр кредиторов и осуществляет работу по проведению первого собрания кредиторов. На собрании кредиторы анализируют финансовое состояние должника и принимают одно из следующих решений: о направлении в арбитражный суд ходатайства о введении внешнего управления; о заключении мирового соглашения с должником, либо об обращении в суд с ходатайством о банкротстве должника и об открытии конкурсного производства. В любом случае последнее слово остается за судом, который вне зависимости от решения кредиторов, скажем о банкротстве должника, в некоторых случаях может счесть целесообразным введение внешнего управления компанией. Суд также принимает во внимание отчет об итогах наблюдения, который составляется временным управляющим. В данном отчете управляющий дает оценку финансовому состоянию должника, а также возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

Определенные изменения внес Закон и в положения, регулирующие порядок проведения внешнего управления. На этот период арбитражный суд отстраняет органы управления должника и назначает внешнего управляющего, который наделяется всей полнотой власти для восстановления платежеспособности компании. Внешний управляющий разрабатывает план управления и представляет его на одобрение общего собрания кредиторов. Кредиторы, в свою очередь, имеют право не принять предложенный план и обратиться в суд с ходатайством о проведении конкурсного производства. Внешний управляющий имеет полномочия по совершению любых сделок от имени компании, если сумма каждой из таких сделок не превышает двадцати процентов стоимости имущества должника. В случае превышения суммы сделки названной величины, окончательное решение принимает собрание кредиторов. В том случае, если сделка совершается в соответствии с планом внешнего управления, утвержденным кредиторами, внешний управляющий имеет право заключать такие сделки вне зависимости от их стоимости.

Весьма существенным новшеством, закрепленным новым законом, является специфика моратория на удовлетворение требований кредиторов, вводимого на период внешнего управления. Сам институт введения моратория существовал и в старом законодательстве, однако, его эффективность для восстановления платежеспособности должника существенно снижалась тем, что на время введения моратория должнику начислялись штрафы и пени по просроченным платежам. Таким образом, пытаясь преодолеть финансовый кризис, должник неминуемо обнаруживал тщетность своих усилий, так как с течением времени увеличивалась и его задолженности.

Новый закон о банкротстве предусмотрел, что на время введения внешнего управления проценты и пени по просроченным платежам, в том числе и налоговым, начисляться только в порядке предусмотренном статьей 395 Гражданского Кодекса (по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации). По окончании внешнего управления - неустойки, штрафы и пени могу быть представлены кредитором к оплате только в размере, существовавшем до введения внешнего управления.

Другим весьма существенным отличием нового закона является его индивидуализированный подход к банкротству отдельных видов хозяйствующих субъектов. В качестве одного из видов таких субъектов Закон называет градообразующие предприятия. Под таковыми понимаются предприятия, работники которых (вместе с членами их семей) образуют более пятидесяти процентов населения определенного населенного пункта. К ним также приравниваются предприятия с численностью работников свыше пяти тысяч человек. Старое законодательство не знало различий в подходах к банкротству промышленных гигантов и представителей малого бизнеса. В этой связи обострялись социальные проблемы при банкротстве крупных предприятий. Новый закон о банкротстве предусматривает целый ряд особенностей в отношении этих субъектов. Так, например, даже если собрание кредиторов обратилось в суд с ходатайством об открытии конкурсного производства, суд вправе отклонить его и назначить внешнее управление по ходатайству федеральных властей, властей субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления при условии их поручительства по обязательствам должника. Также по их ходатайству период внешнего управления может быть продлен до десяти лет, что, безусловно, дает определенную передышку таким предприятиям.

Специальные требования устанавливаются при продаже бизнеса такого должника (скажем, продаже предприятия как имущественного комплекса). Покупатель в этом случае обязан сохранить не менее семидесяти процентов рабочих мест за работниками данного предприятия. В случае перепрофилирования предприятия, покупатель обязан будет переобучить и трудоустроить указанных работников. Представители трудового коллектива данных предприятий имеют также право входить в совет кредиторов.

Свои особенности при банкротстве по новому закону, кроме того, имеют профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые, кредитные, сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели. Принципиальным новшеством, введенным закона о банкротстве, является также банкротство физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Для них критерием, по которому определяется неплатежеспособность, является превышение задолженности гражданина над стоимостью его имущества. Заявление о банкротстве гражданина может подаваться как кредитором, так и самим должником. В последнем случае гражданин может предоставить в суд план погашения долгов, что приостанавливает производство по делу сроком до трех месяцев. Дело может быть также отложено по заявлению самого гражданина на срок не более чем в один месяц для расчетов с кредиторами и достижения мирового соглашения. После завершения конкурсного производства и распределения средств между соответствующими очередями кредиторов гражданин, признанный банкротом освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Таким образом, гражданин получает возможность избавиться от постоянно висящих над ним долгов и начать, что называется с начала. Интересно, что сделки по отчуждению имущества между гражданином и его близкими родственниками, совершенные менее чем за год до признания гражданина банкротом, признаются ничтожными, и имущество, переданное по таким сделкам, включается в конкурсную массу. В настоящий момент положения закона, регулирующие банкротство граждан, не являющихся предпринимателями, не действуют. Ввести их в силу планируется одновременно с внесением соответствующих изменений в Гражданский Кодекс.

Дифференцированный подход нового закона к различным хозяйствующим субъектам проявляется также в создании специальной упрощенной процедуры, применяемой в случаях банкротства ликвидируемого должника и отсутствующего должника.

Весьма важную роль во всех процедурах, предписываемых законом о банкротстве, играют арбитражные управляющие. Этот общий термин распространяется на временного управляющего, управляющего внешнего и конкурсного управляющего. Закон предполагает, что в качестве арбитражного управляющего судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и имеющего специальную лицензию на занятие такого рода деятельностью. Закон предполагает, что все арбитражные управляющий должны пройти соответствующее обучение и получить лицензию до 1 марта 1999 года. Очевидно, что ужесточение требований к арбитражным управляющим призвано повысить их профессиональный уровень и соответственно эффективность.

Подводя итог сказанному выше, можно с уверенностью говорить о том, что рассматриваемый закон внес серьезные изменения в существующее российское законодательство о банкротстве. Безусловно, окончательный вывод о достоинствах (или недостатках) нового закона можно будет сделать только после появления серьезной правоприменительной практики. Однако прогрессивный характер рассматриваемого нормативного акта очевиден уже сейчас.

 


Прочитавших: 6133 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты