Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Индивидуальные предприниматели - партнеры торговых фирм

 




04.07.2002

Юридический статус индивидуального предпринимателя (продавца косметики) как стороны договора

Законно ли ограничение прав индивидуального предпринимателя (продавца косметики)?

Особенности расторжения соглашения между индивидуальным предпринимателем (продавцом косметики) и фирмой-производителем

Договор коммерческой субконцессии может быть не только правом, но и обязанностью пользователя (продавца косметики)

У индивидуального предпринимателя тоже есть гарантии стабильности!

Основные рекомендации тем, кто собирается заключить договор

Стремясь максимально расширить свою сеть сбыта при минимальных расходах, многие предприятия идут по пути заключения гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями. При этом допускается весьма свободная трактовка отношений, возникающих между сторонами договора. В предлагаемой статье в качестве примера будут рассмотрены правоотношения, возникающие между продавцом косметики и работодателем.

Анализируя объявления желающих трудоустроиться, можно сделать вывод о том, что потенциальные работники не хотят заниматься распространением косметики. Тексты подобных объявлений почти всегда включают стандартную фразу: "Работу распространителя косметики не предлагать". Почему? Видимо, многие уже "обожглись" - с ними оформляли (или предлагали оформить) такие гражданско-правовые отношения, которые, с их точки зрения, лишали их каких-либо прав. Попробуем разобраться, насколько защищены права индивидуального предпринимателя (продавца косметики).

Юридический статус индивидуального предпринимателя (продавца косметики) как стороны договора

Лицо, согласившееся работать распространителем косметики, т.е. решившее заключить договор с фирмой - производителем косметики, подписывает, как правило, целый пакет обязательных документов, подготовленных работодателем. Юридический статус индивидуального предпринимателя в них обычно не определен. Согласно условиям нанимателя, индивидуальный предприниматель не становится партнером компании в совместном предприятии, не является агентом по договору о франшизе, служащим или агентом компании. Итак, с самого начала возникают сложности при классификации отношений, возникающих между индивидуальным предпринимателем и фирмой - производителем косметики.

В нашем примере фирма - производитель косметических средств заключает договоры с индивидуальными предпринимателями для создания сети по сбыту своей продукции и изучения нового рынка, не открывая при этом филиалы и представительства. Такая компания не только расширяет границы своего влияния без дополнительных затрат, но и получает прибыль от оптовых и мелкооптовых продаж.

Заметим, что при квалификации правоотношений, возникающих между сторонами любого договора, независимо от наименования договора и названия его сторон необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для каждого конкретного гражданско-правового договора.

Попытаемся найти в договоре, предлагаемом для заключения фирмой-работодателем индивидуальному предпринимателю (например, продавцу косметики), признаки договора коммерческой концессии (франчайзинга), используемого обычно в торговле и сфере обслуживания для создания сети по сбыту продукции. Статья 1027 ГК РФ называет три существенные черты договора коммерческой концессии:

а) передача права на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения;

б) вознаграждение;

в) передача охраняемой коммерческой информации.

Компании-производители косметических средств чаще всего предлагают потенциальному партнеру (распространителю косметики) для подписания пакет типовых договоров, включающий: договор купли-продажи косметических средств; соглашение о сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем (становящимся продавцом косметики); соглашение о сотрудничестве с лидером группы индивидуальных предпринимателей (продавцов косметики). Изучив такой пакет документов, разработанных одной из подобных фирм (аналогичные пакеты других известных фирм не имеют существенных отличий), можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, фирма - производитель косметики передает партнеру свои средства индивидуализации право пользования фирменным наименованием и товарными знаками компании. Объем комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя определен в отдельной статье соглашения, предлагаемого для заключения индивидуальному предпринимателю (распространителю косметики). В статье об обязательствах индивидуального предпринимателя также записано, что товарные знаки компании представляют исключительную собственность компании, при этом индивидуальный предприниматель соглашается не совершать каких-либо действий, нарушающих юридическую силу этих знаков и права собственности компании на них или причиняющих ущерб престижу компании, связанному с этими знаками. Далее указано, что индивидуальный предприниматель будет использовать указанные знаки в такой форме и таким образом, которые предписываются компанией в настоящем соглашении или в специальных разрешениях, выдаваемых компанией в письменной форме. Индивидуальный предприниматель обязуется вести свою деятельность в соответствии с высочайшими стандартами порядочности, честности и ответственности по отношению к клиентуре и к самой компании.

Итак, индивидуальному предпринимателю (продавцу косметики) предоставляется возможность вести предпринимательскую деятельность, используя имя известной на рынке компании с уже сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией.

Во-вторых, согласно ст. 1030 ГК РФ, вознаграждение является существенным условием договора коммерческой концессии; вознаграждение по договору может выплачиваться пользователем правообладателю в любой форме, предусмотренной соглашением, т.е. закон оставляет сторонам свободу выбора.

Как следует из рассматриваемого типового соглашения между индивидуальным предпринимателем (продавцом косметики) и компанией-производителем, индивидуальный предприниматель соглашается время от времени покупать у компании-производителя, а компания-производитель соглашается время от времени продавать индивидуальному предпринимателю продукцию (косметические средства) согласно заказам на поставку. В соглашении записано, что все заказы на поставку должны сопровождаться оплатой, произведенной в полном объеме и в порядке, приемлемом для компании.

Из текста следует, что компания предлагает индивидуальному предпринимателю свои товары не по оптовым, а по розничным ценам. Скидки на свою продукцию компания предоставляет только тем партнерам, которые обеспечивают определенный объем продаж, установленный компанией. При этом компания оставляет за собой право изменять предложенные розничные цены, скидки на свою продукцию при условии предварительного уведомления. Иными словами, индивидуальный предприниматель обязуется периодически покупать у компании за собственные деньги косметические средства по ценам, устанавливаемым продавцом. В них уже учтено полагающееся компании вознаграждение, выраженное в форме наценки на оптовую цену товаров, передаваемых компанией индивидуальному предпринимателю для перепродажи. Такая форма вознаграждения часто используется в договоре коммерческой концессии, она названа в числе основных форм в гражданском законодательстве (ст. 1030 ГК РФ).

В-третьих, передача правообладателем пользователю охраняемой коммерческой информации (п. 1 ст. 1027 ГК РФ) и дальнейшее ее неразглашение последним (ст. 1032 ГК РФ) является существенным условием договора коммерческой концессии. В анализируемом типовом соглашении об охраняемой коммерческой информации говорится следующее. Наряду с передачей индивидуальному предпринимателю права пользования товарным знаком, знаком обслуживания и фирменным наименованием фирма-производитель косметических средств обеспечивает его консультативной помощью с тем, чтобы косметические средства выступали на рынке в таком же виде, как аналогичные товары фирмы. Индивидуальный предприниматель (продавец косметики) получает также право личного доступа к подготовленным компанией отчетам и данным, включающим подробное описание торговой деятельности компании, информацию о клиентуре компании и другие полезные с точки зрения конкурентной борьбы сведения, обычно недоступные конкурентам и общественности в таком объеме, степени детализации и форме. Данную информацию индивидуальный предприниматель соглашается использовать в качестве конфиденциальной, не разглашать и не использовать для каких-либо целей без разрешения компании.

Итак, все существенные признаки договора коммерческой концессии, определенные в ст. 1027 ГК РФ, в предлагаемом для заключения соглашении присутствуют. Следовательно, несмотря на то, что в тексте договора, утвержденном руководством компании и не подлежащим, как правило, корректировке даже по просьбе индивидуального предпринимателя, нет указания на франчайзинг, отношения между индивидуальным предпринимателем (продавцом косметики) и фирмой (производителем косметики) можно классифицировать как отношения по договору коммерческой концессии. И не нужно бояться подписывать такой договор, так как гражданское законодательство РФ содержит ряд норм, обеспечивающих защиту слабого партнера (продавца косметики) как стороны договора франчайзинга.

Законно ли ограничение прав индивидуального предпринимателя (продавца косметики)?

В анализируемом соглашении о сотрудничестве присутствуют статьи, запрещающие индивидуальному предпринимателю сотрудничество с другими фирмами (независимо от направления их деятельности). Согласно тексту, эти ограничения остаются в силе в течение всего срока действия соглашения, а также некоторое время после прекращения его действия (этот период определяется в соглашении).

Между тем, в ст. 18 ГК РФ сказано, что занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, совершение любых не запрещенных законом сделок, участие в обязательствах и целый ряд других прав не могут быть ограничены никем, кроме законодателя. Следовательно, при оформлении гражданско-правового договора стороны должны учитывать, что все его пункты, в основе которых лежит ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны. Индивидуальный предприниматель имеет право работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если занимать данную должность или выполнять такую работу одновременно с ведением предпринимательской деятельности не запрещено законом.

Статьей 1033 ГК РФ предусмотрены некоторые ограничения прав пользователя по договору коммерческой концессии. В частности, индивидуальному предпринимателю (продавцу косметики) может быть запрещено получать по договорам концессии аналогичные права у конкурентов правообладателя; он не должен конкурировать с правообладателем на определенной договором территории; пользователь может быть обязан согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных ему исключительных прав. Иные ограничения прав индивидуального предпринимателя (продавца косметики) незаконны и могут быть обжалованы в суде.

Особенности расторжения соглашения между индивидуальным предпринимателем (продавцом косметики) и фирмой-производителем

В соответствии с п. 1 ст. 1037 ГК РФ основанием для расторжения договора франчайзинга может быть его досрочное прекращение при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. В договоре может быть предусмотрен любой срок для сообщения о расторжении договора, но законным будет только предусмотренный указанной нормой ГК РФ. Индивидуальный предприниматель должен знать о том, что порядок расторжения договора коммерческой концессии на условиях, указанных в самом договоре, не всегда является правомерным.

Договор коммерческой субконцессии может быть не только правом, но и обязанностью пользователя (продавца косметики)

Для создания более мощной торговой организации, объединяющей независимых розничных продавцов косметики, отношения компании с индивидуальными предпринимателями имеют структуру "дерева", т.е. все продавцы косметики, сотрудничающие с компанией, объединены в группы, и у каждой группы имеется свой лидер. Лидер группы продавцов косметики является, по сути, руководителем предприятия (если бы оно было создано), которому фирма-правообладатель поручает от своего имени набирать сотрудников-продавцов и в дальнейшем руководить ими.

Согласно п. 1 ст.1029, а также абз. 7 ст. 1032 ГК РФ, договор франчайзинга может предусматривать обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право использования предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии. Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. К договору коммерческой субконцессии по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии.

Такой договор выгоден первоначальному правообладателю, так как он с помощью субконцессии получает возможность еще больше расширить сеть по сбыту своей продукции.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что в нашем примере главному организатору группы продавцов косметики правообладатель предлагает заключить договор коммерческой субконцессии.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве с лидером группы, все права и обязанности по управлению группой продавцов косметики возникают у фирмы - производителя косметики. В частности, правообладатель оставляет за собой право работать со всеми сотрудниками группы продавцов при расторжении договора с ее руководителем (п. 3 ст. 1029 ГК РФ). За вред, причиненный правообладателю вторичным пользователем (субконцессионером), его должник-пользователь отвечает перед ним субсидиарно, если иное не предусмотрено концессионным договором (п.4 ст. 1029 ГК РФ).

У индивидуального предпринимателя тоже есть гарантии стабильности!

Несмотря на то, что договор коммерческой концессии может быть заключен на определенный срок, добросовестный индивидуальный предприниматель имеет надежные гарантии своей занятости, не уступающие гарантиям, предусмотренным для работающих по трудовому договору. По истечении срока договора франчайзинга предприниматель - продавец косметики, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущественное право на продление договора, т.е. заключение договора на новый срок на прежних условиях (п. 1 ст. 1035 ГК РФ). Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. В случае, если до истечения трехлетнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора (п. 2 ст. 1035 ГК РФ). В остальных случаях правообладатель не имеет права отказать добросовестному пользователю в продлении ранее заключенного между ними соглашения. Во внимание не должны приниматься ни наличие других потенциальных пользователей, ни нежелание далее работать с конкретным лицом и т.д.

Эта норма гражданского законодательства укрепляет положение индивидуального предпринимателя, что особенно важно при нынешних проблемах с занятостью населения.

Другой важной гарантией стабильности положения индивидуального предпринимателя, являющегося стороной договора коммерческой концессии, является норма гражданского законодательства о продлении договора при перемене его сторон. Согласно п. 1 ст. 1038 ГК РФ, при переходе исключительного права к другому лицу стороной договора становится правопреемник предыдущего правообладателя, а сам договор сохраняет силу (изменяется лишь сторона договора).

Наконец, рассмотрим объем компенсации, которую может взыскать индивидуальный предприниматель (продавец косметики) в суде с компании, незаконно расторгнувшей договор в одностороннем порядке. Проведенный нами анализ отношений сторон по договору франчайзинга не оставляет сомнений в том, что при рассмотрении дела о незаконном расторжении договора судебное решение будет принято в пользу истца (индивидуального предпринимателя). Помимо возобновления отношений с компанией, индивидуальный предприниматель вправе требовать в соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещения убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), возникших у последнего вследствие незаконного расторжения договора компанией. В убытки включаются, например, дополнительные расходы по вынужденному по вине ответчика приобретению аналогичной продукции у другого продавца косметических средств. Если в результате расторжения ответчиком договора истец вынужден был получить дополнительный банковский кредит или просрочить возврат ранее полученного кредита, то в убытки (ущерб), подлежащие возмещению, включаются расходы по уплате процентов за пользование кредитом. При определении размера упущенной выгоды индивидуальный предприниматель (истец) должен предоставить суду расчет убытков, которые, по его мнению, должны быть возмещены компанией (ответчиком), обоснованный ссылками на соответствующие тарифы, прейскуранты и другие документы. Расчет убытков подсчитывается исходя из неполученной прибыли. Исходя из особенностей договора коммерческой субконцессии, индивидуальный предприниматель вправе требовать, согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ, возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем доходы, полученные ответчиком от дальнейшего сотрудничества со всеми субконцессионерами.

Основные рекомендации тем, кто собирается заключить договор

При подписании договора потенциальному партнеру рекомендуется разобраться в правоотношениях, возникающих между ним и фирмой-работодателем, и оценить все пункты договора с точки зрения соответствия их действующему законодательству РФ. Не стоит забывать о том, что условия договора, не соответствующие действующему законодательству РФ, незаконны и в любой момент могут быть обжалованы в суде. Поэтому если компания поместила в текст договора пункт об автоматическом его расторжении в случае, если Вы или ваш родственник нелестно о ней отзоветесь, можно не учитывать это требование, решая, заключать ли соглашение, поскольку этот пункт не имеет законной силы.

Правообладатель должен предвидеть это и не включать незаконные условия в договор с индивидуальными предпринимателями, чтобы не тратить время и деньги на судебные разбирательства и не подрывать деловую репутацию своей компании.

А.А. Кельцева

Практический журнал для руководителей и менеджеров

"Законодательство",

1999, N 1

 

Прочитавших: 11932 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности