Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Антимонопольная Служба РФ выступила с разъяснениями относительно регулирования рекламы алкогольной продукции

С 23 июля 2012 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), касающиеся вопросов размещения рекламы алкогольной продукции.

24.10.2012Lidings, www.lidings.com
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

В контексте поправок, внёсших существенные изменения в регулирование рекламы алкогольной продукции на территории РФ, Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации («ФАС России») выступила с разъяснениями относительно регулирования рекламы алкогольной продукции. Они содержатся в Письме ФАС России № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» от 13 сентября 2012 г., которое, в свою очередь, было дополнено Письмом ФАС России № АК/33491 от 16 октября 2012 г. («Письма»).

Письма ФАС России разъясняют те критерии, которыми следует руководствоваться при определении того, что относится к Интернет-рекламе, а также допустим ли конкретный вид рекламы алкогольной продукции (спонсорская реклама, реклама на территории вокзалов и аэропортов и т.д.) с точки зрения ФЗ «О рекламе». Ниже приведены те положения Писем, которые непосредственно относятся к деятельности предприятий HoReCa.

Требования к содержанию рекламы

Июльские изменения законодательства о рекламе коснулись, среди прочего, требований к содержанию рекламы алкогольной продукции. Одно из таких требований, установленное в ч. 6 ст. 21 ФЗ «О рекламе», гласит, что реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Как поясняет ФАС России, данный запрет не распространяется на демонстрацию в рекламе самого товара (банки, бутылки и пр.) в том виде, в котором он представлен на рынке, в том числе с использованием на этикетке данного товара изображений людей или животных, товарных знаков, содержащих такие изображения, а также на сообщение названия алкогольной продукции, наименования ее производителя.

Вместе с тем, демонстрация в рекламе алкогольной продукции товарного знака в виде изображения людей или животных, а равно части упаковки алкогольной продукции с использованием образа человека или животного будет рассматриваться как нарушение указанной нормы ч. 6 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Стимулирующие мероприятия

В силу ч. 5 ст. 21 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

В этой связи ФАС России поясняет, что приведенная норма допускает рекламу таких стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция.

Реклама безалкогольного пива

Исходя из законодательного определения алкогольной продукции, ФАС России подтверждает, что напитки (в частности, пиво), содержание этилового спирта в которых не превышает 0,5 процента объема готовой продукции, не подпадают под понятие алкогольной продукции и, соответственно, на них не распространяются ограничения из ст. 21 ФЗ «О рекламе».

При этом сделана оговорка о том, что объектом рекламы в подобных случаях должен быть именно неалкогольный (безалкогольный) напиток, а не его алкогольный аналог; следовательно, если из соответствующей рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно неалкогольный (безалкогольный) напиток, такая реклама должна выполнять требования, установленные в ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Реклама на территории вокзалов и аэропортов

По общему правилу (п. 4 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе»), реклама алкогольной продукции в заведениях общественного питания (а равно и в магазинах «дьюти-фри»), находящихся на территории вокзалов и аэропортов, допустима только на территории таких заведений.

ФАС России в этой связи уточняет, что подобная реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри таких заведений. В случае размещения рекламы алкогольной продукции на внешних стенах (по внешнему периметру) заведений общественного питания для целей восприятия ее потребителями, находящимися вне территории заведения общественного питания, такая реклама нарушает положения п. 4 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Реклама в печатных СМИ

Письма напоминают, что с 1 января 2013 г. реклама алкогольной продукции в печатных СМИ недопустима даже на территории стационарных торговых объектов, где разрешаются иные виды рекламы алкоголя.

Из этого правила предусмотрены некоторые исключения. Так, не подпадает под запрет реклама/информация в печатных СМИ, распространяющихся в стационарных торговых объектах, которая:

  • была размещена до 31 декабря 2012 г.;
  • не является составной частью печатного СМИ (рекламный буклет, вложенный в газету или журнал);
  • является справочно-информационным и аналитическим материалом, не продвигающим товар и не имеющим характер социальной рекламы (обзор рынка, научные исследования и т.д.);
  • является статьей, информационным материалом, не формирующим интерес к товару (не называя его и иным образом не индивидуализируя);
  • является журналистским материалом о культуре потребления алкогольных напитков, ингредиентом рецепта приготовления коктейля или блюда и т.д. (не называя и иным образом не индивидуализируя алкогольный напиток).

 Реклама в сети Интернет

По общему правилу, на Интернет-рекламу любой алкогольной продукции (включая пиво), независимо от процента содержания этилового спирта, установлен запрет. ФАС России уточняет, что это ограничение распространяется на Интернет-сайты, зарегистрированные в доменных зонах .SU, .RU и .РФ., а также на русскоязычные страницы сайтов в иных доменных зонах. Ответственным за нарушение данного ограничения признается владелец (администратор) сайта.

При этом ФАС России подчеркивает, что не будет рассматривать как рекламу:

  • справочно-информационные и аналитические материалы, не продвигающие товар и не имеющие характер социальной рекламы (обзор рынка, научные исследования и т.д.);
  • сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страницу в социальной сети, на которых, в том числе, будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров, условия приобретения, цены и скидки  (кроме случаев, когда информация направлена на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров и организаций, например, в виде всплывающего баннера);
  • видеоролики, размещенные в специальных разделах сайтов видеохостинга (в качестве примера ФАС России приводит сайт www.youtube.com);
  • информацию о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенную на товаре или упаковке, а также любые элементы оформления товара.

В то же время сделана оговорка, что рекламой может быть признана информация об алкогольной продукции, полученная пользователем при использовании мобильных приложений или программного обеспечения для мобильных устройств (неважно, будет ли эта информация предустановленна в них или будет загружаться из Интернета при их использовании).

_____________
Стоит отметить, что данные Письма не являются нормативно-правовыми актами и не могут влечь юридическую ответственность в случае нарушения их положений. Однако они имеют разъяснительный характер и отражают практику применения и подходы, которыми будет руководствоваться ФАС России при определении того, является ли конкретная реклама алкогольной продукции законной с точки зрения ФЗ «О рекламе». В целях избежания потенциальных проблем с ФАС России мы рекомендуем согласовывать рекламную политику в отношении алкогольной продукции, в том числе, с положениями указанных Писем.

В дальнейшем мы будем продолжать внимательно следить за меняющейся нормативной базой, регулирующей деятельность предприятий HoReCa, равно как и за новой практикой применения уже действующих нововведений органами административного контроля и надзора.

 

Источник: Юридическая фирма Lidings


Прочитавших: 5083 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты