Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Госдума РФ одобрила в первом чтении поправки к Уголовному кодексу РФ об ответственности за создание фирм-однодневок

 


В октябре Госдума РФ приняла в первом чтении проект федерального закона, согласно которому Уголовный кодекс РФ планируется дополнить статьей о новых составах преступлений. Предлагается привлекать к уголовной ответственности лиц, как создавших организации в целях совершения экономических преступлений, так и участвовавших в деятельности таких компаний. Уголовную ответственность также будут нести лица, способствовавшие образованию ""фиктивных"" организаций. Например, субъектами преступления могут быть лица, приобретающие или предоставляющие паспорта для образования коммерческих организаций в преступных целях.

03.11.2011Компания "КонсультантПлюс", www.consultant.ru

18 октября Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект N 497961-5 ''О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации'' (далее ­– законопроект), согласно которому Уголовный кодекс РФ планируется дополнить новыми составами преступлений. Предлагается привлекать к уголовной ответственности лиц, как создавших организации в целях совершения преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом (далее – экономические преступления), так и участвовавших в деятельности таких юрлиц. Также уголовную ответственность будут нести лица, способствовавшие образованию ''фиктивных'' организаций. Например, субъектами преступления могут быть лица, приобретающие или предоставляющие паспорта для образования коммерческих организаций в преступных целях.

Отметим, что законопроект был внесен Правительством РФ в Госдуму еще в начале февраля 2011 г., однако рассмотрен депутатами только сейчас.

Авторы законопроекта предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей, в каждой части которой будут описаны признаки самостоятельных составов преступлений.

Стоит обратить внимание, что предлагаемыми изменениями фактически планируется ввести уголовную ответственность за создание фирм-однодневок. Действующее законодательство не раскрывает понятие ''фирма-однодневка'', несмотря на широкое распространение деятельности таких ''фиктивных'' организаций. В общем виде толкование этого понятия приведено в Письме ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84. Так, фирма-однодневка – это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Помимо этого, критерии фирмы-однодневки сформулированы судебной практикой. Признаками такой фирмы являются: отсутствие организации по юридическому адресу; непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности; приостановление операций по банковским счетам; отсутствие условий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности (основных средств, складских помещений, управленческого и технического персонала); минимальный уставный капитал и др. [1].

Согласно законопроекту основной состав преступления в соответствии с предлагаемой статьей – это образование коммерческой организации в целях ее использования для совершения одного или нескольких экономических преступлений. По сути, таким образом законодатель предлагает определение фирмы-однодневки. Под образованием коммерческой организации в законопроекте подразумевается создание или реорганизация юрлица.

Как видно из предложенной формулировки, обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава преступления станет специальная цель. Следовательно, для установления в действиях лица оконченного состава образования коммерческой организации правоприменителю необходимо доказать наличие у обвиняемого преступной цели (совершение экономического преступления с использованием фирмы-однодневки). Данный состав преступления является усеченным, то есть считается оконченным с момента образования ''фиктивной'' организации. В момент образования такого юрлица (то есть на стадии его госрегистрации) практически невозможно установить, что оно создается не для ведения предпринимательской деятельности, а в преступных целях. В связи с этим представляется, что на практике возникнут трудности в применении данной нормы до совершения лицом экономических преступлений с использованием фирмы-однодневки. Иными словами, рассматриваемая норма вряд ли будет применяться самостоятельно, без совокупности с другими составами экономических преступлений, указывающими на преступный характер деятельности организации.

Лицам, учредившим фирмы-однодневки, может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. либо лишение свободы до пяти лет.

Такому же наказанию могут подвергнуться лица, участвующие в деятельности фирмы-однодневки. Как указывают авторы законопроекта, участие в деятельности такой организации предполагает выполнение учредителем, руководителем или иным сотрудником в рамках работы юрлица любых действий для совершения экономических преступлений.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность привлечения к уголовной ответственности за использование чужих паспортов для регистрации фирм-однодневок. Так, за приобретение документа, удостоверяющего личность, или за склонение к предоставлению такого документа с целью образования фирмы-однодневки штраф может составить от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. При этом в примечании к предлагаемой статье разъясняется, что именно следует понимать под термином ''приобретение''. Предполагается, что документ, удостоверяющий личность, может быть приобретен в указанных преступных целях следующими способами:

- на возмездной основе;

- на безвозмездной основе (например, в счет долга);

- путем присвоения найденного документа;

- путем совершения преступления (кражи, злоупотребления доверием, обмана и др.).

Кроме тех, кто приобретает чужие документы, нести ответственность будут и лица, специально предоставляющие свои паспорта или выдающие доверенности для создания организаций в преступных целях. В этом случае виновным могут быть назначены исправительные работы до двух лет или штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Однако стоит заметить, что на сегодняшний день использование (приобретение или предоставление) документов, удостоверяющих личность, для образования фирм-однодневок можно квалифицировать как соучастие в преступлении. Следовательно, не требуется выделения таких действий в самостоятельные составы преступлений. Например, приобретение или предоставление паспорта можно расценить как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК РФ) в совершении основного преступления – создания фирмы-однодневки. В свою очередь, склонение к предоставлению паспорта представляет собой не что иное, как подстрекательство (ч. 4 ст. 33 УК РФ).

 

Данный законопроект Госдума РФ планирует рассмотреть во втором чтении не ранее середины ноября.

Документ:

Законопроект N 497961-5 ''О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации''

[1] См., например, Постановления ФАС Центрального округа от 01.04.2011 N А68-4824/2010, от 14.06.2011 N А54-4400/2010-С13, ФАС Дальневосточного округа от 16.02.2011 N Ф03-9877/2010, ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 N А52-1387/2010, от 08.07.2011 N А05-10033/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2011 N А29-7927/2010, ФАС Московского округа от 13.07.2011 N КА-А41/6991-11.

 

Прочитавших: 8000 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности