Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Правительство предлагает экономически стимулировать наиболее экологичные производства

 


В конце июля на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, направленный на стимулирование экологически чистого производства. Предлагается избавить предприятия, внедрившие наилучшие доступные технологии, от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Одновременно с этим предлагается повысить штраф за сверхнормативные выбросы. Первое чтение законопроекта намечено на последнюю сессию Госдумы текущего созыва.

13.09.2011Компания "КонсультантПлюс", www.consultant.ru

5 сентября открылась осенняя сессия Госдумы текущего созыва. В ходе этой сессии депутаты собираются рассмотреть более 400 законопроектов. Одним из них будет правительственный законопроект, направленный на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий (далее – Законопроект).

Законопроект предполагает внесение изменений во многие федеральные законы – "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об охране атмосферного воздуха", Налоговый кодекс и другие.

Экономическое стимулирование будет проявляться в двух формах – снижение сборов с предприятий, внедривших наилучшие доступные технологии, и увеличение сборов со "злостных загрязнителей".

Принципиально изменится подход к установлению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата, как и сейчас, будет начисляться в зависимости от вида загрязняющих веществ и их количества. Однако правила документального оформления количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ будут полностью изменены.

Все объекты, осуществляющие сбросы в окружающую среду, будут разделены на три категории – объекты с незначительным воздействием на окружающую среду, объекты с умеренным воздействием на окружающую среду и опасные объекты. Критерии отнесения объекта к той или иной категории будут определены Правительством РФ.

Если Законопроект будет принят, в течение года после вступления его в силу все собственники объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, обязаны будут поставить свои объекты на учет. Законопроект предлагает отразить правила ведения реестра подобных объектов в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды", а не в подзаконных актах, как это сделано сейчас [1]. Отнесение  объекта к той или иной категории будет влиять на порядок оформления документации, разрешающей выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Для опасных объектов нормативы допустимых выбросов, сбросов, лимиты на размещение отходов производства и потребления будут определяться в административном порядке, как и сейчас. Владельцы таких объектов обязаны будут получить комплексное разрешение на негативное воздействие на окружающую среду, которое выдается на пять лет. Комплексное разрешение будет содержать разрешения на любые виды загрязнения: сброс сточных вод, выбросов в атмосферный воздух и т.д. Оно заменит все виды документов, которые выдаются сейчас: разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешение  на вредные физические воздействия на атмосферный воздух,  разрешение  на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие [2].

Владельцы объектов, оказывающих умеренное воздействие на окружающую среду, вместо разрешения обязаны будут предоставлять декларации о воздействии на окружающую среду. Таким образом, разрешительный порядок взаимодействия с госорганами для них будет заменен на уведомительный. В уведомлении будут содержаться сведения о выпускаемой продукции, о проведении природоохранных мероприятий, об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду,  об объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Уведомление о негативном воздействии должно предоставляться также раз в пять лет.

И, наконец, владельцы объектов, оказывающих незначительное воздействие на окружающую среду, обязаны будут в уведомительном порядке предоставлять отчетность о выбросах и сбросах загрязняющих веществ. Им не нужно будет составлять отдельный документ для взаимодействия с госорганами, достаточно будет направлять ежегодный отчет о результатах производственного контроля.

Такие же отчеты согласно Законопроекту обязаны будут составлять владельцы любых объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду. Ежегодные отчеты будут предоставляться в рамках производственного контроля соответствия технологических процессов требованиям экологического законодательства. Законопроект отводит производственному контролю более значительную роль по сравнению с действующими нормами, поэтому задачи производственного контроля и мероприятия, которые будут проводиться в ходе контроля, подробно прописываются в Законопроекте. Более детальные правила осуществления контроля и формы отчетности будут устанавливаться подзаконными актами.

Авторы Законопроекта предполагает, что владельцы объектов, загрязняющих окружающую среду, будут заинтересованы как минимум в том, чтобы не превышать установленные лимиты выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а как максимум - начнут внедрять наилучшие технологии производства.

Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, тогда к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду будет применяться коэффициент 1.

Если предприятие в силу каких-либо причин не может осуществлять выбросы и сбросы в пределах нормативов, его собственник может обратиться с просьбой установить для предприятия помимо нормативов допустимых выбросов временно разрешенные выбросы. Временно разрешенные выбросы устанавливаются только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающего постепенное снижение выбросов. При этом коэффициент платы за негативное воздействие на окружающую среду для временно разрешенных выбросов будет равен 25.

Но больше всех будут платить те, кто допускает выбросы сверх разрешенных объемов для опасных объектов или же сверх декларируемых для объектов, оказывающих умеренное воздействие на окружающую среду. Коэффициент для них будет равен 100. Отметим, что сейчас максимальный коэффициент составляет 20.

При этом предприятия, внедрившие наилучшие доступные технологии, будут вовсе освобождаться от платы за негативное воздействие на окружающую среду. В Законопроекте содержатся критерии определения наилучших технологий, а Справочники наилучших доступных технологий будут публиковаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Дополнительно такие предприятия получат налоговые льготы – они смогут применять коэффициент 2 к норме амортизации основных средств, относящихся к основному технологическом оборудованию, используемому при применении наилучших доступных технологий.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению, есть вероятность, что он будет рассмотрен в октябре.

 

 

 

Документ:

Законопроект N584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)"

 

[1] Приказ Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду")

 

[2] Приказ Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду"

 

Прочитавших: 5951 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности