Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Обзор закона о краудфандинге DS Law

 


Корпоративная практика DS Law подготовила для вас обзор закона о краудфандинге, который вступит в силу с 1 января 2020 г. Закон будет регулировать отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ.

16.09.2019Адвокатское бюро DS Law, www.ds-law.ru

Обзор закона о краудфандинге (N 259-ФЗ от 02.08.2019)

2 августа 2019 г. Президент РФ подписал федеральный закон N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – "Закон"), который вступит в силу с 1 января 2020 г. 

 

Основные нововведения

  • Вводится понятие инвестиционной платформы (далее – "Платформа") и устанавливаются требования к ней;
  • определяется состав участников отношений инвестирования: (i) оператор инвестиционной платформы (далее – "Оператор"), (ii) инвестор (далее – "Инвестор"), (iii) лицо, привлекающее инвестиции (далее – "Реципиент"), а также устанавливаются требования и ограничения в отношении участников;
  • определяется порядок и способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы, в том числе ограничения для отдельных участников;
  • определяется новый тип активов – утилитарные цифровые права (далее – "УЦП");
  • вводится новый вид ценных бумаг – цифровое свидетельство, удостоверяющее принадлежность УЦП в случае, если ими распоряжается депозитарий;
  • определяется контролирующий орган в сфере краудфандинга.

 

Порядок и условия инвестирования с использованием Платформы

  1. Оператор заключает (i) договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций с Реципиентами и (ii) договоры об оказании услуг по содействию в инвестировании с Инвесторами. На основании данных договоров Оператор предоставляет Реципиентам и Инвесторам доступ к Платформе. Данные договоры являются договорами присоединения.
  2. После получения доступа к Платформе Реципиент может разместить на Платформе инвестиционное предложение, которое представляет собой оферту и включает ряд обязательных условий, в том числе срок действия, минимальный необходимый объем денежных средств для заключения договора, максимальный объем денежных средств, а также другие условия (далее – "Инвестиционное предложение"). Инвестиционное предложение может быть, а в установленных Законом случаях должно быть, адресовано конкретным лицам (закрытое инвестиционное предложение).
  3. Инвестор, принявший Инвестиционное предложение, заключает с Реципиентом договор инвестирования. Это происходит с использованием информационных технологий и технических средств Платформы.
  4. Инвестирование осуществляется одним из способов:

a) путем предоставления займов;

b) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг по закрытой подписке;

c) путем приобретения УЦП.

5. Договоры инвестирования считаются заключенными с момента поступления денежных средств Инвесторов с номинального счета Оператора на банковский счет Реципиента, это императивная норма.

6. Инвестор вправе отказаться от заключения договора в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия Инвестиционного предложения (но не позднее дня прекращения действия Инвестиционного предложения).

7. Один Реципиент может привлекать не более 1 млрд рублей инвестиций в течение календарного года. Данное исключение не применяется к публичным акционерным обществам, привлекающим инвестиции через УЦП.

8. Инвестор-физическое лицо может осуществлять инвестиции с использованием Платформы в пределах 600 000 рублей в год. Контроль осуществляет Оператор. Данное ограничение не применяется к (i) Инвесторам-индивидуальным предпринимателям, (ii) квалифицированным Инвесторам, а также (iii) к Инвесторам-физическим лицам в случае приобретения УЦП по Договору инвестирования с публичными акционерными обществами.

 

Требования к Платформе и участникам
 

Платформа

9. Платформа – информационная система, используемая для заключения Договоров инвестирования между Инвесторами и Реципиентами. Доступ к платформе предоставляется Оператором Инвесторам и Реципиентам на основании заключенных с ними договоров.

10. Платформа должна содержать реестр заключенных договоров инвестирования, а также соответствовать техническим требованиям, установленным Законом для осуществления инвестирования с использованием УЦП. Другие требования к Платформе могут устанавливаться подзаконными актами Банка России.

 

Оператор

11. Оператором Платформы является хозяйственное общество, включенное Банком России в реестр Операторов и обладающее размером собственных денежных средств не менее 5 млн рублей.

12. Определяется закрытый перечень видов деятельности финансовой организации, с которыми Оператор вправе совмещать свою деятельность Оператора (брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие, предусмотренные Законом).

13. Устанавливаются ограничения в отношении бенефициаров Оператора. Так, прямо или косвенно не могут владеть более 10% голосов следующие лица:

а) юридические лица, зарегистрированные в государствах, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации;

b) юридические лица с аннулированной лицензией на осуществление деятельности в качестве любой финансовой организации;

c) физические лица, подвергнутые дисквалификации или имеющие непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, государственной власти, интересов государственной службы.

14. Законом устанавливается ряд ограничений, связанных с (i) отсутствием дисквалификации, (ii) отсутствием судимости и (iii) наличием любого высшего образования, в отношении лиц, занимающих должности в исполнительном органе или в качестве члена совета директоров.

15. Оператор несет ответственность за убытки, возникшие вследствие:

a) раскрытия неполной, недостоверной или вводящей в заблуждение информации;

b) нарушения Правил, установленных Оператором;

c) несоответствия Платформы предъявляемым ей требованиям.

 

Реципиент

16. Реципиентом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

17. Реципиент должен соответствовать Правилам, а также не быть включенным в перечень организаций, в отношении которых имеется сведенья об их причастности к экстремистской деятельности или к распространению оружия массового поражения.

18. Юридическое лицо не может выступать в качестве Реципиента если (i) единоличный исполнительный орган Реципиента и его контролирующее лицо имеют неснятую (непогашенную) судимости за преступления в сфере экономики, (ii) в отношении единоличного исполнительного органа не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию, (iii) в отношении самого юридического лица возбуждено дело о банкротстве. Указанные требования подлежат применению к индивидуальному предпринимателю-Реципиенту.

19. Реципиент обязан раскрывать информацию о своем адресе, структуре и персональном составе органов управления, а также иную информацию, предусмотренную Законом и Правилами.

 

Инвестор

20. Инвестором может быть юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Инвесторам-физическим лицам не требуется приобретение статуса индивидуального предпринимателя для осуществления инвестирования.

21. Инвестор-физическое лицо должен предоставить подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием. В случае если указанное лицо не относится к категории квалифицированных инвесторов, на него распространяются требования ограничения по объему инвестирования.

22. Помимо указанных выше участников приобрести или принять для учета УЦП вправе также лица, не являющиеся Инвесторами или Реципиентами.

 

Цифровые свидетельства
 

23. Закон предусматривает возможность осуществления инвестирования путем приобретения следующих УЦП:

a) право требовать передачи вещи;

b) право требовать передачи исключительных прав или прав использования на результаты интеллектуальной деятельности;

c) право требовать выполнения работ или оказания услуг.

24. Закон устанавливает ряд ограничений в отношении инвестирования с использованием УЦП, например, УЦП не может являться право требования имущества, права на которое или сделки с которым подлежат государственной регистрации.

25. Цифровое свидетельство – новый вид неэмиссионной бездокументарной ценной бумаги, не имеющей номинальной стоимости и удостоверяющей принадлежность ее владельцу УЦП. В случаях, когда учет прав осуществляется депозитарием, то цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю УЦП.

 

Контрольная и регуляторная деятельность
 

26. Регулирование деятельности по организации и привлечению инвестиций осуществляет Банк России, в том числе:

a) ведет реестр Операторов;

b) осуществляет контрольную и проверочную деятельность в отношении Операторов. Устанавливает требования к форме и порядку предоставления ими отчетности;

c) выдает обязательные для исполнения предписания;

d) издает подзаконные акты по вопросам, определенным в Законе.

 

Прочитавших: 7441 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности