Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Дрон – это новый воздушный автомобиль

В новых правилах учета беспилотников разбирался юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук

06.06.2019Адвокатское бюро "Качкин и партнеры", Санкт-Петербург, www.kachkin.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

25 мая 2019 года Правительство РФ приняло Постановление № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее – Постановление). Постановление официально опубликовано 30 мая и вступает в силу через 120 дней после официального опубликования – то есть, с 27 сентября 2019 года.

Вообще сама обязанность учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм была предусмотрена еще в 2016 году[1] путем включения в статью 33 Воздушного кодекса РФ пункта 3.2. В данном пункте указано следующее: «Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Однако до момента утверждения соответствующих правил данная норма фактически не применялась, поскольку не было ясно, кто и в каком порядке осуществляет учет таких летательных средств. Поскольку теперь такие правила утверждены, начиная с 27 сентября 2019 гражданские беспилотные воздушные суда с указанной максимальной взлетной массой подлежат учету.

Фактически утвержденные правила учета беспилотников очень похожи на правила государственной регистрации автомобилей и иных транспортных средств, с той лишь разницей, что постановку на учет беспилотников осуществляет Росавиация, а не ГИБДД, отмечает юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук. И да – госпошлина за постановку на учет беспилотников пока не установлена.

Прежде чем разбираться с правилами учета, следует определиться с терминами, применяемыми в Постановлении. Большая часть этих терминов содержится в Воздушном кодексе:

Воздушное судно«летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды» (пункт 1 статьи 32 Воздушного кодекса);

Беспилотное воздушное судно«воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» (пункт 5 статьи 32 Воздушного кодекса);

Максимальная взлетная масса – единственный термин, определения которого не содержится в законе. Это авиационный термин, под которым понимается «максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности»[2]. Упрощенно, под максимальной взлетной массой, применительно к гражданским беспилотникам, можно понимать сумму массы самого летательного аппарата и максимальной массы груза, которую беспилотник может нести (хотя, на самом деле, на максимальную взлетную массу могут влиять и какие-либо внешние данные, например, погодные условия).

Соответственно, пункт 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса применяется к гражданским летательным аппаратам, которые летают любым способом, кроме как за счет отраженного от поверхности воздуха, и управляемым пилотом, находящимся вне борта самого беспилотника. То есть, к данной категории, например, относятся квадрокоптеры и не относятся воздушные змеи (даже если их максимальная взлетная масса превышает 250 грамм).

Основные положения утвержденных Постановлением правил:

  • Учет беспилотников осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
  • Для постановки на учет следует предоставить, во-первых, информацию о самом беспилотном летательном аппарате (название, серийный номер, количество и тип двигателей, максимальная взлетная масса), во-вторых, сведения об изготовителе, в-третьих, сведения о владельце (включая номер телефона и адрес электронной почты), в-четвертых, фотографии беспилотника;
  • Беспилотники должны быть поставлены на учет в течение 10 рабочих дней с момента их приобретения или ввоза. Лица, изготовившие беспилотник сами, также должны поставить его на учет, но для них срок не установлен;
  • При изменении сведений о поставленном на учет беспилотнике необходимо также подать соответствующее заявление – в течение 2 рабочих дней с момента изменения сведений. Такое же заявление подается при утере или хищении беспилотника;
  • При отчуждении беспилотника (путем продажи, дарения или иным способом) старый и новый собственники беспилотника должны подать совместное заявление в Росавиацию, в котором указываются сведения о новом владельце, дата фактической передачи беспилотника, основания для перехода права собственности. Такое заявление подается в течение 10 рабочих дней;
  • Заявления о постановке беспилотника на учет, внесения изменений о нем, могут быть направлены в Росавиацию почтой или через Госуслуги;
  • После постановки на учет беспилотнику присваивается учетный номер – и этот номер должен быть нанесен на сам беспилотник до начала выполнения им полетов.

Постановление также содержит особое правило для тех лиц, которые приобрели, ввезли или изготовили беспилотник до вступления в силу Постановления – такие лица должны направить в Росавиацию заявление о постановке на учет в течение 30 дней с момента вступления в силу Постановления, то есть до 27.10.2019.

Ответственность за нарушение сроков постановки беспилотников на учет пока не установлена, подчеркивает юрист. Однако статьей 11.5 КоАП РФ установлена ответственность за:

  • Управление воздушным судном, не поставленным на учет – в виде штрафа в размере от 2000 до 2500 рублей. Такая же ответственность установлена за управление воздушным судном без опознавательных знаков;
  • Допуск к полету воздушного судна, не поставленного на учет – в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимальная_взлётная_масса

 


Прочитавших: 147 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты