Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Еженедельный обзор законодательства за 06 - 10.06.11



10.06.2011Адвокатское бюро "Линия права", www.lp.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЯ

06.06 - 10.06.2011

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Федеральный закон от 03.06.2011 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и в Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, касающиеся порядка получения владельцами и доверительными управляющими эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением денежных выплат по таким ценным бумагам через депозитария, а также уточняются вопросы листинга ценных бумаг на бирже.

В Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") внесены изменения, устанавливающие, что депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязан оказывать своим депонентам услуги, связанные с получением денежных выплат. Ранее оказание таких услуг могло стать обязанностью депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг, только в соответствии с договором.

В закон введена отдельная статья, детально регулирующая порядок получения владельцами и доверительными управляющими ценных бумаг с обязательным централизованным хранением денежных выплат по ценным бумагам через депозитария. Важной новеллой явилось положение о том, что в случае неисполнения депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг обязанности передать выплаты по ценным бумагам своим депонентам не позднее следующего рабочего дня после дня их получения, эмитент таких ценных бумаг несет субсидиарную ответственность.

Кроме того, согласно изменениям в закон, фондовая биржа вправе осуществлять листинг федеральных государственных ценных бумаг без заключения договора с эмитентом.

Изменения вносятся в Налоговый кодекс РФ. Так, депозитарий признается налоговым агентом, если такой депозитарий осуществляет выплату (перечисление) дохода в денежной форме владельцу ценных бумаг по:

·        федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением;

·        иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением – только в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 01.01.2012.

Вместе с тем не признается налоговым агентом депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат налогоплательщикам сумм впогашение номинальной стоимости ценных бумаг. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ.

Налог с доходов в денежной форме, подлежащих выплате (перечислению) по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в отношении выпусков федеральных государственных эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и выпусков иных эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 01.01.2012, лицу, имеющему в соответствии с действующим законодательством право на получение таких доходов и являющемуся иностранной организацией, исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим выплату (перечисление) указанных доходов налогоплательщику.

Вступление в силу – 01.01.2012, за исключением поправок в Налоговый кодекс РФ, которые вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования документа (опубликован 06.06.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 

Приказ ФСФР России от 05.04.2011 № 11-8/пз-н "Об утверждении Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги" (далее – Положение)

Устанавливаются основания приобретения ценных бумаг, ограниченных в обороте, без участия брокера, а также порядок отчуждения и учета прав на ценные бумаги, ограниченные в обороте.

Положением вводится новый для российского законодательства термин«ценные бумаги, ограниченные в обороте», который включает в себя 2 категории ценных бумаг.

1) Ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов

Согласно пункту 3 статьи 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", приобретение и отчуждение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также предоставление (принятие) указанных ценных бумаг в качестве обеспечения исполнения обязательств могут осуществляться только через брокеров. Данное правило не распространяется на квалифицированных инвесторов в силу федерального закона при совершении ими указанных сделок, а также на случаи, когда лицо приобрело указанные ценные бумаги в результате:

·        универсального правопреемства;

·        конвертации, в том числе при реорганизации;

·        распределения имущества ликвидируемого юридического лица;

и на иные случаи, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Во исполнение положения указанной статьи ФСФР более подробно устанавливает случаи, когда ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, могут приобретаться лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, без участия брокеров. К таковым, помимо вышеуказанных, относятся также случаи приобретения ценных бумаг:

  • эмитентом указанных ценных бумаг;
  • в результате распределения дополнительных ценных бумаг среди владельцев таких ценных бумаг;
  • в результате реализации преимущественного права приобретения ценных бумаг того же эмитента (лица, обязанного по ценной бумаге).

 

2) Иностранные ценные бумаги, не допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации

Согласно Положению, данная категория ценных бумаг называется «иностранными ценными бумагами, ограниченными в обороте». По нашему мнению, такое определение не вполне точное, т.к. не учитывает, что ограничение оборотоспособности иностранных ценных бумаг устанавливается правоустанавливающими документами иностранных эмитентов в соответствии с их личным законом. Однако для удобства чтения мы будем пользоваться данным термином в настоящем обзоре далее.

Согласно Положению, иностранные ценные бумаги, ограниченные в обороте, могут приобретаться лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, без участия брокеров, в случае их приобретения:

  • иностранным юридическим или физическим лицом;
  • российским гражданином на основании условий: трудового договора (контракта),в связи с исполнением обязанностей, предусмотренных трудовым договором (контрактом) или  с членством в совете директоров (наблюдательном совете) юридического лица; а также
  • в результате:

o       универсального правопреемства;

o       обмена (конвертации) на указанные ценные бумаги других ценных бумаг того же эмитента (лица, обязанного по ценной бумаге) по решению эмитента (лица, обязанного по ценной бумаге);

o       распределения дополнительных ценных бумаг среди владельцев таких ценных бумаг;

o       распределения имущества ликвидируемого юридического лица;

o       реорганизации эмитента (лица, обязанного по ценной бумаге);

o       осуществления прав, закрепленных российскими депозитарными расписками;

o       реализации преимущественного права приобретения ценных бумаг того же эмитента (лица, обязанного по ценной бумаге).

 

3) Отчуждение ценных бумаг, ограниченных в обороте

Согласно пункту 4 статьи 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вслучае, если владельцем ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, становится лицо, не являющееся квалифицированным инвестором или утратившее статус квалифицированного инвестора, это лицо вправе произвести отчуждение таких ценных бумаг только через брокера.

При отчуждении через брокера указанных ценных бумаг, брокер, действуя в качестве агента, поверенного или комиссионера, совершает соответствующую сделку, только если другой стороной по сделке является квалифицированный инвестор или эмитент ценных бумаг. Аналогичное правило применяется и при отчуждении через брокера иностранных ценных бумаг, ограниченных в обороте. В этом случае, однако, ценная бумага может быть отчуждена также в пользу иностранного юридического или физического лица.

 

4) Учет прав на ценные бумаги, ограниченные в обороте

Положение устанавливает правила учета депозитариями и регистраторами прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги, ограниченные в обороте.

Так, депозитарии вправе зачислять ценные бумаги, ограниченные в обороте, на счета депо владельца, если:

  • счет депо владельца открыт лицу, которое является квалифицированным инвестором в силу федерального закона;
  • ценные бумаги приобретены через брокера или доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления;
  • ценные бумаги приобретены без участия брокеров по вышеуказанным основаниям.

Регистратор вправе зачислять ценные бумаги, ограниченные в обороте, на лицевые счета владельца, если:

  • лицевой счет владельца открыт лицу, которое является квалифицированным инвестором в силу федерального закона;
  • ценные бумаги лица, которому в реестре открыт лицевой счет владельца, списываются с лицевого счета номинального держателя, осуществляющего учет прав указанного лица на эти ценные бумаги;
  • ценные бумаги, приобретены без участия брокеров по вышеуказанным основаниям.

 

В целом, по нашему мнению, Положение не содержит каких-либо существенных новелл правового регулирования обращения ценных бумаг, ограниченных в обороте. Большинство норм Положения лишь детализирует и дополняет нормы действующего законодательства.

 

Вступление в силу – через 10 дней после официального опубликования; документ не опубликован.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Проект № 557159-5 Федерального закона "О хозяйственных партнерствах"; Проект № 557168-5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах" (далее – Законопроекты)

Предусматривается введение новой организационно-правовой формы юридического лица – хозяйственного партнерства. Предполагается, что такая форма может быть использована для инновационной, в том числе венчурной деятельности.

Разработка Законопроектов направлена на содействие развитию инновационной, в том числе венчурной деятельности (т.е. финансирования, связанного с повышенным риском) в России. Необходимость их принятия обусловлена тем, что существующие на настоящий момент в российском законодательстве организационно-правовые формы юридических лиц обладают рядом недостатков, в значительной мере препятствующих эффективному использованию механизмов венчурного финансирования.

Главным минусом существующих организационно-правовых форм является слишком большое количество обременительных императивных норм, которые участники не могут изменить в учредительных документах, а также серьезные ограничения на использование акционерных соглашений (соглашений участников) по сравнению с зарубежными правопорядками. Так, в хозяйственных обществах (в первую очередь, АО и ООО) решающим фактором является излишне жесткий контроль за изменениями уставного капитала и жесткая (особенно в АО) структура органов управления, а для хозяйственных товариществ (полного и коммандитного) – неограниченная ответственность полных товарищей. Для использования механизмов венчурного финансирования особенно важно предоставить ее участникам максимально возможную свободу в выборе удобной для них системы управления юридическим лицом, формирования капитала, организации взаимодействия с третьими лицами и т.д.

В этих целях предлагается ввести новую организационно-правовую форму юридического лица – хозяйственное партнерство. Предполагается, что хозяйственное партнерство будет являться коммерческой организацией с общей (неограниченной) правоспособностью. Участниками хозяйственного партнерства могут быть любые физические и юридические лица, которые отвечают по долгам партнерства в пределах своихвкладов в складочный капитал.

 

Учредительным документом хозяйственного партнерства является устав. При этом участники хозяйственного партнерства заключают также так называемое соглашение об управлении партнерством, которое устанавливает права и обязанности участника (участников) партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки их осуществления. Участником такого соглашения может быть также само хозяйственное партнерство.

 

Соглашение об управлении партнерством предусматривает, в частности:

1)      условия формирования складочного капитала;

2)      права участников партнерства на участие в управлении;

3)      условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых партнеров;

4)      порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;

5)      порядок и условия реализации партнерами своих прав и выполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством.

 

Соглашение об управлении партнерством не является публично доступным. При этом в отношениях с третьими лицами хозяйственное партнерство, партнеры и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения такого соглашения, за исключением случаев, когда они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о его содержании.

В хозяйственном партнерстве образуется единоличный исполнительный орган, избираемый из числа участников хозяйственного партнерства. Кроме того, в хозяйственном партнерстве могут быть образованы дополнительные органы управления, система, структура и полномочия, порядок осуществления деятельности и прекращения деятельности которых определяются соглашением об управлении партнерством.

Необходимо отметить, что большинство норм, содержащиеся в Законопроектах, являются диспозитивными, т.е. при заключении соглашения об управлении, участники хозяйственного партнерства вправе установить условия деятельности партнерства по своему усмотрению.

Информация о законопроектах – внесены в Государственную Думу РФ Правительством РФ 02.06.2011.

 


Прочитавших: 4440 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты