В Обзоре рассмотрены наиболее интересные дела за этот период по работающей с 2016 г. процедуре ведомственного пересмотра решений и предписаний территориальных органов ФАС. В частности, это актуальные дела о взыскании дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, координации на рынке услуг такси, недобросовестной конкуренции торговых сетей и производителей продуктов и мн. др.
От ФАС России соавторами Обзора выступили заместитель начальника Правового управления Константин Алешин и начальник отдела административной апелляции и методологии Правового управления Марьяна Матяшевская (также соредактор Обзора).
Ассоциацию антимонопольных экспертов в этой работе представляли Дарья Огневская и Олег Москвитин (также соредактор и координатор Обзора)
Комментируя рассмотренное в Обзоре решение Апелляционной коллегии ФАС России от 30 октября 2018 г. по делу № 2246-04-1/2018 (дело о координации на рынке услуг такси), Константин Алешин отметил: «Данное Решение Апелляционной коллегии ФАС России стало, пожалуй, первым случаем антимонопольного регулирования (путем рассмотрения в рамках внутриведомственной апелляции) товарных рынков, возникающих сегодня в сфере «цифровой» экономики. Ставшая привычной услуга вызова такси через мобильное приложение приводит не только к повышению ее качества и удобства для клиента, но и дает оператору цифровой платформы (мобильного приложения) определенную рыночную власть на рынке услуг по перевозке пассажиров такси. Сегодня мы являемся свидетелями появления практики нового антимонопольного регулирования. Будем пристально наблюдать за ее развитием!»
«Апелляционная коллегия, принимая решение по жалобе, в первую очередь руководствовалась принципом недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг добросовестными потребителями. Используемый монополистом правовой подход не позволяет организации — потребителю исполнить предусмотренную законодательством обязанность по обеспечению своих абонентов поставкой ресурсов, вырабатываемых при использовании газа, в тех объемах, которые необходимы для бесперебойного ресурсоснабжения» – отметила Марьяна Матяшевская, комментируя решение Апелляционной коллегии по делу об одностороннем отказе поставщика газа от исполнения договора.
Дарья Огневская, член Ассоциации антимонопольных экспертов, так прокомментировала в Обзоре актуальное дело о злоупотреблении доминирующим положением при поставке тепловой энергии: «Успешно реализуя задачу формирования единообразной и непротиворечивой практики применения антимонопольного законодательства, Апелляционная коллегия формирует важные подходы к определению пределов компетенции антимонопольного органа при рассмотрении дел. Так, исходя из позиции по данному делу, прекращение нарушения антимонопольного законодательства (т.е. фактически путем восстановления нарушенного права и приобретения не выкупленных ранее объемов тепловой энергии) может признаваться допустимым при условии неизменности (сопоставимости) условий на момент события нарушения и при принятии решения по делу, соответственно. Указанное, в свою очередь, не может подменять собой гражданско-правовых механизмов защиты нарушенных прав в судебном порядке, в т.ч. возмещения реального ущерба / упущенной выгоды, правом на применение которых обладает «пострадавшая» сторона».
В свою очередь член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов Олег Москвитин напомнил в комментариях, что «Коллегиальные органы ФАС России не в первый раз обращаются к вопросу правомерности взыскания в бюджет дохода от монополистической деятельности. Так, Решением Апелляционной коллегии от 18 июля 2018 г. по делу №1-14.6-247/78-01-16 было отменено соответствующее предписание УФАС по следующим основаниям:
■ в рамках рассмотрения дела УФАС располагало сведениями о выручке нарушителя запрета на недобросовестную конкуренцию от реализации спорного товара. Следовательно, у УФАС имелась возможность для исчисления административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ;
■ выдача УФАС предписания вместо начисления оборотного штрафа в указанной ситуации нарушает в том числе упомянутые выше разъяснения ФАС России, а следовательно, нарушает единообразие практики, что предполагает отмену предписания о перечислении дохода в бюджет».
С Обзором можно ознакомиться здесь.
|