Общие положения
Согласно Законопроекту под цифровым финансовым активом понимается имущество в электронной форме, которое создается с использованием шифровальных (криптографических) средств. Устанавливаются два вида цифровых финансовых активов: криптовалюта и токен.
Учет цифровых финансовых активов, в том числе удостоверение права собственности на них, осуществляется в специальном реестре цифровых транзакций («Реестр»).
Обращаем Ваше внимание, что цифровой финансовый актив не признается законным средством платежа.
Криптовалюта
Законопроект не содержит детального определения понятия «криптовалюта», а ограничивается указанием на то, что это вид цифрового финансового актива, который создается и учитывается в Реестре участниками этого Реестра. При этом, предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты, обозначена в качестве майнинга.
Таким образом, выпустить криптовалюту может только участник Реестра, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Токен
Целью выпуска токена является привлечение финансирования. Как и криптовалюта, токены должны учитываться в Реестре.
Законопроект ограничивает круг лиц, которые могут быть эмитентами токенов. Такими лицами могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Специальное регулирование предусмотрено и в отношении приобретателей токенов:
-
квалифицированные инвесторы приобретают токены на цифровой кошелек, открытый на их имя;
-
иные лица вправе приобретать токены только путем зачисления на специальный счет на цифровом кошельке специального оператора. Порядок открытия таких счетов установит Центральный банк России. Также в отношении таких лиц действует запрет на приобретение токенов в рамках одного выпуска на сумму более 50 000 рублей.
Стоит отметить, что выпуск токена состоит из двух этапов: (1) опубликование в Интернете публичной оферты о выпуске и инвестиционного меморандума и (2) заключение договоров, в том числе смарт-контрактов, описание которых приведено более подробно далее.
Законопроект определяет требования к публичной оферте о выпуске токенов и к инвестиционному меморандуму. Важно, что до опубликования оферты, токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме с использованием рекламы.
Обращение цифровых финансовых активов
Согласно Законопроекту совершение следующих сделок с цифровыми финансовыми активами:
-
обмен одного вида цифровых финансовых активов на цифровые финансовые активы другого вида,
-
обмен цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество,
возможно только через оператора обмена цифровых финансовых активов, который является организатором торговли [1].
Важная роль в процессе обращения цифровых финансовых активов отведена Центральному банку России. Так, предполагается, что указанные сделки должны совершаться в соответствии с правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, которые регистрируются в Центральном банке РФ.
Смарт-контракт
Интересным представляется включение в Законопроект положений о смарт-контракте, под которым понимается договор, заключаемый в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном Реестре в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.
[1] В соответствии с Федеральным законом № 325-ФЗ «Об организованных торгах», организатор торговли – это лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.
|
|
Антон Ситников
Партнер,
руководитель корпоративной практики /
слияния и поглощения,
Goltsblat BLP
|
|
|
|
Олег Хохлов
Партнер,
банковская и финансовая практика,
Goltsblat BLP
|
|