Право.ru-300 Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Юридические семинары М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Фирменное наименование немецкого предприятия

Если решение об открытии бизнеса в Германии уже принято, то следующим делом возникает вопрос, под каким фирменным наименованием его вести. Может показаться, что все решает фантазия. Однако не стоит забывать, что фирменное наименование – это не только лицо бизнеса, но и объект строгого регулирования немецким законодательством, для которого существуют определённые правила, которых необходимо придерживаться, чтобы компания была зарегистрирована в торговом реестре.

28.11.2017WINHELLER Rechtsanwaltsgesellschaft mbH, www.winheller.com/ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

-Понятие «фирма» в русском языке происходит от немецкого языка «die Firma», причем в русском языке данное понятие употребляется в экономической сфере в различных значениях: во-первых, как официальное наименование предприятия, под которым оно или отдельные предприниматели совершают свою предпринимательскую или хозяйственную деятельность, во-вторых, под фирмой понимается предприятие, то есть организация, выполняющая определенные виды деятельности (фирма=предприятие). В немецком праве, необходимо четко разграничивать фирму от предприятия (фирма ≠ предприятие).

Фирма представляет собой наименование, под которым предприятие ведет свою деятельность. Выбор данного наименования представляет собой сложный процесс, так как необходимо учитывать основные принципы истинности фирмы, сохранения ее различительной способности, неизменяемости, публичности и единства. Целью данной статьи является разъяснение основных особенностей, которые необходимо учитывать при выборе фирмы, а также ее основных видов.

Принципы фирменного наименования

Первым и одним из самых важных принципов является принцип истинности фирмы (нем. Firmenwahrheit), который заключается в том, что фирменное наименование не должно вызывать недопонимания и недоразумений, а главное не должно вводить в заблуждение участников торгового оборота. Данный принцип включает в себя также принцип идентичности фирмы, подразумевающий обязанность предприятия вести фирму под полноценным и неизменным, законно образованным наименованием.

В прошлом последний принцип мог не всегда соблюдаться в случае, если предприятие с фирмой, носящей фамилию и имя её владельца (нем. Personenfirma), должна была объединяться с фирмой одного из ее учредителей, не являющегося носителем данного имени. Если же фирма, наименование которой даётся по виду её деятельности (нем. Sachfirma), передавалась другому предпринимателю, занимающемуся в корне другой деятельностью, он не мог вести прежнюю деятельность под этим переданным наименованием. Ввиду принятия закона о реформе торгового права, данный принцип необходимо соблюдать только в том случае, если необходимо избежать введения в заблуждение участников торгового оборота.

Следующим важным принципом является принцип различительной способности фирмы (нем. Firmenunterscheidbarkeit). Он закреплен в § 30 абз. 1 Германского торгового уложения, в дальнейшем – HGB. В соответствии с этой нормой, каждая новая фирма должна значительно отличаться от существующих и занесенных в торговый реестр наименований в пределах одного и того же населенного пункта или коммуны.

Принцип неизменяемости фирмы (нем. Firmenbeständigkeit) заключается в том, что при продаже или наследовании предприятия, новый собственник может сохранить и далее использовать уже укоренившееся и пользующееся известностью наименование предыдущего правообладателя, несмотря на то, что порой нарушается принцип истинности фирмы. Данный принцип законодательно закреплен в §§ 21, 22 и 24 HGB.

Принцип публичности фирмы (нем. Firmenöffentlichkeit) не только дает предпринимателю право, но и обязывает его создать фирму и вести ее соответствующим образом в торговых отношениях. Для того, чтобы обеспечить общественности возможность ознакомиться с фирмой и идентифицировать ее, предприниматель/ торговое общество должны занести фирму либо изменения в фирменном наименовании в торговый реестр (см. §§ 29, 31 абз. 1 HGB). Помимо этого, предприниматель/ торговое общество обязаны указывать в своих деловых письмах наименование фирмы, организационно-правовую форму предприятия, а также номер, под которым фирма занесена в торговый реестр.

Принцип единства фирмы (нем. Firmeneinheit) заключается в том, что в торговом обороте одно предприятие может иметь только одну фирму. Если предприниматель/ торговое общество обладает несколькими независимыми друг от друга предприятиями, каждое из них должно обладать собственной индивидуальной фирмой.

Виды фирм и их особенности

Первым рассматриваемым видом является «именная» фирма, или фирма, носящая фамилию и имя её владельца. Спорным является вопрос, чье имя должно указываться в фирме. Мнение, по которому в наименовании должно указываться имя хотя бы одного владельца, несущего личную ответственность, по праву было отклонено. Более того, согласно общепринятому мнению, фирма может носить имя лица, не являющегося ее учредителем. В торговых товариществах, однако, выбранное имя не должно вводить участников торгового оборота в заблуждение касаемо ответственных лиц.

Судом было признано действительным наименование, в котором содержалось имя директора, что касается прокуристов и других работников предприятия, на данный момент не существует случаев из судебной практики, регулирующих данный вопрос.

Наличие ученой степени может указываться в фирме, однако не является обязательным условием. Использоваться может также и иностранное имя, если оно надлежащим образом будет протранслитерировано буквами латинского алфавита.

Фирма, наименование которой даётся по виду её деятельности

Контрагенты в торговом обороте воспринимают подобную фирму как указание на сферу деятельности предприятия, поэтому если оно предоставляет абсолютно посторонние услуги, в корне не имеющие ничего общего с выбранным наименованием, регистрационный суд может отказать в регистрации ввиду угрозы введения в заблуждение.

Фантазийное наименование

Выбирая подобный вид фирмы, важно понимать, что она не имеет ничего общего ни с именной фирмой, ни с фирмой, получившей ее название по виду ее деятельности. Этот вид обладает в большей степени рекламным эффектом. К подобным наименованиям не предъявляются требования соответствия фирмы с предметом деятельности предприятия либо с именем ее владельца, главное, чтобы его можно было прочитать.

Смешанная фирма

Смешанная фирма может состоять из компонентов, характерных именной фирме с добавлением фантазийных определений и прямым или косвенным указанием на деятельность фирмы. Также и при выборе этой фирмы участники обладают широким диапазоном применения собственной фантазии.

Основные правила для выбора наименования

Фирма должна быть пригодна выполнять роль наименования предприятия в торговом обороте. Для этого необходимо, чтобы она не вызывала сложностей при артикуляции, т.е. состояла из выговариваемой последовательности букв. Если же используется иностранное наименование, оно должно быть протранслитирировано буквами латинского алфавита. Если в наименовании содержатся знаки других алфавитов (китайского, японского, арабского или кириллицы) они также должны быть протранслитерированы на латинице.

Буквосочетания могут быть признаны в качестве наименования только в том случае, если они представляют собой выговариваемое слово и тем самым обладают подобной наименованию отличительной силой, либо же если они устоялись на рынке как собственные фирменные обозначения, например, BMW, IBM, DTW.
В связи с реформой торгового права даже буквосочетания способны обладать отличительной способностью и, соответственно, наименовательной функцией.

Это преобразование соответствует также существующему в праве об охране товарных знаков положению § 3 абз. 1 Закона о товарных знаках, нем. Markengesetz, в соотвествии с которым буквы и цифры являются охраноспособными знаками. Основным условием является то, что используемые комбинации должны обладать отличительной способностью, что не проявляется в последовательном соединении одних и тех же букв, например, «AAAAA GmbH».

Кроме того, такие знаки как „+“, „&“ или „@“, по мнению участников торгового оборота, поддаются произношению и, тем самым, обладают отличительной способностью, а такие знаки как © и ® такими качествами не обладают, вследствие чего не могут использоваться для формирования наименования. Запрещено в наименовании использование таких буквосочетаний, которые могут привести к заблуждению в отношении организационно-правовой формы предприятия, например, «ABAG» (элемент «AG» может быть воспринят как указывающий на такую организационно-правовую форму, как акционерное общество).
Что касается слов-ребусов, в которых используются комбинации буквенных обозначений и цифр, то они могут использоваться в наименовании только в том случае, без труда могут быть расшифрованы любым среднестатистическим человеком. Таким сочетанием является, например «Gute N8», где «8» читается как «acht», что может быть прочитано любым лицом, владеющим немецким языком, как «Гуте Нахт» (нем. «Спокойной ночи»).

Фирма должна индивидуализировать владельца предприятия § 18 Abs. 1 HGB. При выборе «именной фирмы», или носящей фамилию и имя её владельца, необходимо знать, что, обладая достаточно распространенным именем, например, Schulz, Schmidt и тд., очень трудно обосновать ее отличительную способность. Решить эту проблему может комбинирование нескольких видов фирм, например, сочетание фирмы, носящей фамилию и имя её владельца, с предметом деятельности предприятия «SCHULZ Systemtechnik GmbH». Не характеризуются отличительной способностью и фирмы, наименование которых даётся по виду её деятельности, в случае, если в наименовании используются родовые или отраслевые понятия, – наименование производимого продукта или же географические названия, которые не способны индивидуализировать собственника предприятия.

Подобные примеры касались абстрактной отличительной способности, которую необходимо отличать от конкретной. Последняя закреплена в § 30 абз. 1 HGB и подразумевает, что допустимость использования фирмы зависит еще и от того, что выбранная фирма должна отличаться от уже имеющихся и зарегистрированных в пределах одного населенного пункта.

Для создания полноценного наименования фирмы очень важно дополнение, указывающее на ее организационно-правовую форму. § 19 абз. 1 HGB определяет, что индивидуальные предприниматели должны указывать свою организационную форму, как «eingetragener Kaufmann» или «eingetragene Kauffrau» или использовать устоявшиеся сокращения «e. K.», «e. Kfm.» или «e. Kfr.». Обществам с ограниченной ответственность необходимо указывать на то, что учредители не несут личной ответственности, например,- «GmbH», «mit beschränkter Haftung». В случае, если участники не укажут на ограничение ответственности, они будут отвечать по долгам общества собственным имуществом.

Для того чтобы выбрать фирму, порой необходима квалифицированная юридическая помощь, так как выбрав наименование, уже использующееся другим предприятием, возникает угроза судебного процесса, в котором ранее зарегистрированная фирма без особого труда может выиграть дело. Помимо этого, важно соблюсти все принципы фирменного наименования и правила для его формирования, иначе существует опасность, что регистрационный суд откажет в регистрации фирмы, что значительно замедлит начало деятельности предприятия.

 


Прочитавших: 131 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты