Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Не числом, а умением

 


Денис Беляев, партнер DS Law, и Татьяна Котенко, старший юрист DS Law, прокомментировали для газеты «ЭЖ-Юрист» новый тренд - уберизацию либо Uberize. О том, есть ли убер-будущее у юридических услуг и каковы перспективы их уберизации и роботизации, читайте в материале наших экспертов.

26.08.2016Адвокатское бюро DS Law, www.ds-law.ru

Уберизация – новый тренд, характеризующийся появлением интернет-платформ, соединяющих заказчика непосредственно с исполнителем. Для уберизации также характерна рейтинговая система оценки исполнителей и участие платформы в качестве агента при оплате услуг.   Классический пример уберизации услуг – сервис "Яндекс.Такси".  

 Спрос на уберизацию юридических услуг рождает предложение: на западе действуют платформы Rocket Lawyer, LegalZoom, Jurbid, Avvo, LawDingo, LegalHero, UpCounsel, Co-op Legal Services и другие. В России известны сайты 9111.ru и pravoved.ru, работающие, главным образом, как "биржи" в сфере консультирования физических лиц. Сайт pravoved.ru, по сообщениям СМИ, имеет намерение также развивать B2B-направление. С B2B работает набирающий известность ресурс LegalSpace, помогающий найти юриста в любой точке мира.    

Большинство указанных сайтов позволяют клиентам получить ответ на правовой вопрос с использованием удобного интерфейса быстро и за цену ниже предлагаемой "оффлайн"-юристами. Эти сервисы уже сделали поиск юриста более эффективным, повысив конкуренцию в тех областях, где уберизация набрала обороты.    

Успех бизнес-модели платформ, ориентированных на традиционно считающийся низкомаржинальным сектор услуг физическим лицам и малому бизнесу, зависит от того, удастся ли им интенсивно наращивать базу пользователей, монетизировать их, а также убедить клиентов прибегать к услугам платформ повторно.    

Прибыльная ли бизнес-модель уберизации? По словам владельцев сервиса "Правовед", значительную прибыль им приносит все-таки “лидогенерация”, то есть “поставка” клиентов юридическим фирмам. Представители LegalSpace сообщают, что самостоятельное выполнение заказов штатными юристами компании приносит бОльшие деньги, чем взимание комиссии за услуги по подбору юриста.    

Уберизация в сегментах не массового спроса (M&A, сделки, требующие значительной экспертизы либо высокой степени конфиденциальности) в перспективе возможна при условии, что онлайн-платформы позволят поддерживать доверие между клиентом и консультантом и соблюдать коммерческую тайну. Видимо, из-за неуверенности пользователей в выполнении этих условий уберизация в сфере B2B пока – будущее, а не настоящее.    

Тем не менее, интернет существенно облегчил бизнесу поиск нужного профессионала. Компании используют сайты для размещения тендеров, электронные рейтинги юрфирм, рекомендательные сервисы, с помощью онлайн бирж поручают небольшие проекты фрилансерам. Это позволяет клиентам выбирать удобные условия сотрудничества с юридическими консультантами.    

Уберизация как таковая не предлагает прорывные технологии, но будущее, как представляется, именно за ними. Мир движется к автоматизации юридической работы, один за другим появляются роботизированные и автоматизированные ресурсы, позволяющие составить юридические документы, провести правовую экспертизу.    

Для многих юристов это риск: исследования Окфордского университета и компании Deloitte обещают, что в течение следующих 20 лет роботы заменят многих юристов, выполняющих рутинную работу. Юридические профессионалы, выполняющие нетривиальные задачи, напротив, могут рассчитывать на стабильность. Рецепт выживания в профессии — работать “не числом, а умением”: научиться стандартизировать выполняемую работу, организовывать автоматизированные системы управления знаниями, формулировать задачи самообучающимся алгоритмам, предлагая клиенту заточенный под его нужды hi-end продукт по привлекательной цене.    

Тем, кто готов перестроить свою практику, приняв на вооружение новые технологии, автоматизация уже открывает массу возможностей. Так, машинное обучение, использующее знания юристов ведущих фирм, уже помогло создать системы, анализирующие договоры. По заявлениям разработчиков одного из таких решений, их продукт был использован для успешного анализа сделок на общую сумму более 100 милиардов долларов. Также новые способы работы с данными уже позволяют быстро и точно оценить судебные риски.    

Инновации столько привлекательны, что в последние годы стало набирать силу направление Legal Tech: появились юридические стартапы, на западе в процесс активно включаются университеты и юридические фирмы, основывающие свой бизнес на технологиях. В лучших традициях IT стартапов проводятся юридическо-технологические хакатоны.

 

Прочитавших: 3830 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности