Этот закон также известен как «Антиколлекторский закон», благодаря широкому обсуждению случаев злоупотреблений при взыскании долга, пресечь которые было призвано его появление.
Мы рассмотрели основные вопросы, связанные со вступлением в силу Закона:
1. Как Закон определяет «коллекторскую деятельность»?
Вопреки устоявшейся терминологии, Закон не содержит дефиниции «коллекторской деятельности», и использует термин «деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц» (далее – «деятельность»).
2. Какая деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц не регулируется Законом?
По смыслу Закона, его действие не распространяется на исполнение не денежных требований.
Закон не регулирует самостоятельную деятельность физических лиц-кредиторов, по возврату задолженности на сумму менее 50 000 рублей, если только данное денежное обязательство не перешло к ним по цессии (ст.2)
Закон не распространяется и на деятельность по возврату коммерческой задолженности с индивидуальных предпринимателей и задолженности в пользу энергоснабжающих организаций, если она не передана кредитным организациям или лицам, осуществляющим возврат задолженности на профессиональной основе (как основной вид деятельности). (ст.2)
Не входят в сферу действия Закона и процессуальные отношения, и отношения связанные с банкротством (ст. 3).
3. Какие способы взаимодействия с должником установлены Законом?
Законом установлены следующие способы взаимодействия:
(1) Непосредственное взаимодействие (личные встречи и телефонные переговоры)
(2) Телеграфные, текстовые и иные сообщения
(3) Почтовые отправления
Иные способы взаимодействия допустимы только по соглашению с должником. Взаимодействие с третьими лицами (например, родственниками должника) допускается только если оно установлено соглашением с ним, и, одновременно, эти лица не выражают несогласия в отношении такого взаимодействия.
При этом должник вправе отказаться от указанных соглашений, направив уведомление через нотариуса или заказным письмом.
4. Какие условия взаимодействия с должником установлены Законом?
Помимо общего запрета осуществления деятельности с использованием угроз, психологического и иного давления на должника, введения его в заблуждение (ст. 6 Закона), запрещено взаимодействие с должниками, подавшими заявление о банкротстве (с даты признания его обоснованным), ограниченных в дееспособности, инвалидами, лицами, находящимися на излечении в стационаре (п.3 ст.7).
Установлены запреты на осуществление взаимодействия с должниками не с территории Российской Федерации, а также взаимодействие с ними со стороны граждан, имеющими не снятую или не погашенную судимость (ст.5).
Непосредственное взаимодействие с должником ограничено следующими временными рамками: с 8 до 22 часов в рабочие и, с 9 до 21 часа в выходные дни.
Личные встречи ограничены одним разом в неделю, телефонные звонки и сообщения – соответственно восемью и шестнадцатью в месяц. По соглашению сторон частота взаимодействия может быть изменена.
Законом установлен ряд положений, направленных на максимально полное информирование должника о лице, осуществляющим взаимодействие, и о возникшей задолженности и т.д. (ст.7, ст.10).
Должник вправе отказаться от взаимодействия или назначить представителя для осуществления взаимодействия (ст.8).
Отказ от взаимодействия не допускается ранее чем через четыре месяца после возникновения задолженности. Такой отказ не действует в течении двух месяцев после вступления в силу судебного акта о взыскании задолженности.
Представителем при осуществлении взаимодействия может быть назначен только адвокат.
5. Кто является субъектом деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц?
К таким субъектам отнесены кредитные организации, а также лица, осуществляющие возврат задолженности на профессиональной основе (как основной вид деятельности) и включенные в государственный реестр.
По смыслу п.3 ст.5 Закона, такую деятельность также вправе осуществлять ГК АСВ, государственные органы, органы местного самоуправления в случае перехода к ним прав требования.
Кредитор не вправе привлекать более двух субъектов деятельности для взаимодействия с должником (п.10 ст.6).
6. Какие требования предъявляются к субъектам деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности?
Данные требования были разработаны для упорядочения деятельности юридических лиц, занимающихся взысканием долгов, надзора за ними, и повышения степени их ответственности.
Такое лицо имеет специальную правоспособность на осуществление деятельности, приобретает ее с момента включения в специальный государственный реестр, и должно отвечать следующим требованиям:
- быть зарегистрированным на территории России в форме хозяйственного общества с указанием в уставных документах основного вида деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;
- иметь чистые активы на сумму не менее десяти миллионов рублей и заключить договор страхования профессиональной ответственности на сумму не менее десяти миллионов рублей в год;
- обладать специальным оборудованием и программным обеспечением, соответствующим требованиям уполномоченного государственного органа, иметь сайт в сети Интернет;
- быть включенным в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
Такое юридическое лицо также не должно быть ранее исключенным из государственного реестра (кроме случаев добровольного исключения), не иметь возбужденной в его отношении процедуры банкротства или решения о ликвидации, не иметь не исполненной по судебному акту задолженности.
Дополнительные требования установлены в отношении членов органов управления этого лица и его работников. Они не должны иметь не снятую или не погашенную судимость за преступления в сфере экономики или против государственной власти и наложенные административные ограничения (ст.13).
Указанное лицо в своей деятельности обязано:
- вести перечень работников с доступом к информации о должниках и обеспечивать доступ к ним на основании расписок о конфиденциальности;
- вести аудиозаписи всех случаев непосредственного общения с должником, копировать направляемые должнику сообщения и обеспечивать их хранение в течении не менее трех лет с момента записи;
- отчитываться перед уполномоченным органом по утвержденным им формам.
7. Как изменятся правила исчисления задолженности должников перед микрофинансовыми организациями в связи с принятием Закона?
Установлен следующий лимит начисления процентов по потребительским займам, срок которых не превышает один год: проценты по непогашенной части долга по потребительскому займу начисляются до суммы процентов, не превышающей двукратную сумму непогашенной части займа (ст.21).
8. Каковы сроки вступления в силу Закона?
Закон вступает в силу с даты его официального опубликования (06.06.2016), за исключением:
-
Нормы о лимите начисления задолженности перед микро финансовыми организациями (ст.21) – она вступает в силу с 01.01.2017.
-
Положений об оплате пошлины за включение в государственный реестр (п.10 ч.2 ст.12 и ч.5 ст.14) – они вступают в силу после 30 дней с даты официального опубликования.
-
Основная часть закона, устанавливающая требования ко взаимодействию с должниками по поводу возврата просроченной задолженности, применяется с 01.01.2017 года, за исключением требований к регистрации субъектов деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, списка необходимых документов, и норм об утверждении уполномоченным органом необходимых форм документов (Первое предложение ч.2 ст.8., п.2-5 ст.12, ст.ст. 18-20).
-
Положения Закона применяются к отношениям по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей до его вступления в силу.
9. Выводы:
Закон упорядочивает вопросы осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и содержит основные принципы и правила ее осуществления. Также он призван создать регулируемый рынок взыскания просроченной задолженности. Основные требования к его участникам установлены законом, однако часть из них, например, формы используемых документов и требования к оснащению юридических лиц, будут устанавливаться подзаконными актами.
В связи с этим, старт работы субъектов деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности в соответствии с новым Законом ожидается не ранее начала 2017 года.
|