Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Изменение регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью

 


3 июля 2016 года подписан Федеральный закон № 343-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее – Закон). Закон вступает в силу с 1 января 2017 года и существенно изменяет порядок совершения и оспаривания крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью в акционерных обществах (далее – АО) и обществах с ограниченной ответственностью (далее – ООО).

13.07.2016Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru

СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ

Закон расширяет перечень сделок, к которым правила о совершении сделок с заинтересованностью не применяются.

Так, указанные правила не будут применяться к сделкам:

  • совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, если обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в которых не имеется заинтересованности;
  • заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор был одобрен в качестве сделки, в которой имеется заинтересованность;
  • заключаемым на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества;
  • по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций.

В целях определения заинтересованности в сделке корпоративные законы теперь будут использовать понятие «контроля», а не «аффилированности» как в действующей редакции.

Заинтересованность устанавливается для члена СД, ЕИО, члена КИО или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Признаками «контроля» являются:

  • право прямо или косвенно распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; либо
  • право назначать (избирать) ЕИО и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

При этом Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не признаются контролирующими лицами.

Закон отменяет требование об обязательном предварительном одобрении сделки с заинтересованностью и смещает акцент на обязанность по информированию общества/акционеров (участников) о конфликте интересов.

При этом ЕИО, член СД, КИО или акционер (участник), обладающий не менее 1% голосующих акций (долей) общества, вправе потребовать проведения заседания СД или общего собрания (в порядке, предусмотренном для проведения собрания соответствующего органа) для рассмотрения вопроса о получении согласия на сделку.

В то же время Закон не устанавливает четкой процедуры рассмотрения требований о получении согласия на сделку, ограничиваясь лишь ссылкой на порядок созыва внеочередного собрания, что может вызвать споры при применении данных норм. Так, по действующему акционерному законодательству ВОСА может созываться только акционерами, владеющими не менее чем 10% голосующих акций общества. В противном случае в созыве ВОСА будет отказано. Таким образом, акционер, имеющий 1% голосующих акций общества, фактически лишается возможности требовать одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, на ОСА.

Данные нормы будут способствовать увеличению издержек миноритарных акционеров (участников) по оспариванию сделок с заинтересованностью.

Закон увеличивает пороги для сделок с заинтересованностью, подлежащих одобрению общим собранием акционеров, с 2% до 10% стоимости активов, а также существенно меняет процедуру одобрения.

По действующим правилам сделка с заинтересованностью вАО подлежит одобрению на ОСА, если стоимость имущества составляет 2% и более балансовой стоимости активов общества. Закон увеличивает данный порог до 10% и более.

Такие положения усиливают позиции мажоритарных акционеров и ограничивают контроль миноритарных акционеров за сделками общества.

Кроме того, Закон изменяет требования, предъявляемые к порядку одобрения заинтересованной сделки собранием акционеров: если сегодня решение об одобрении принимается большинством от всех незаинтересованных акционеров, то по Закону с 1 января 2017 года для одобрения таких сделок будет достаточно большинства голосов незаинтересованных акционеров от числа участвующих в соответствующем собрании. Тем самым миноритарии, если они желают воздействовать на корпоративное управление внутри конкретного АО, должны более активно участвовать в собраниях акционеров.

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ

Закон изменяет определение крупных сделок. Если сделка не влечет прекращения деятельности общества или изменения ее вида либо существенного изменения ее масштабов, отныне она не будет признаваться крупной.

В соответствии с Законом не всякая сделка, превышающая 25% от балансовой стоимости активов общества, будет являться крупной. Такая сделка также должна выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Сделка не признается «выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности», если она:

  • является типичной, т.е. заключается организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее; и
  • не приводит к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Таким образом, суды для каждой конкретной сделки должны будут установить, (1) выходила ли она за пределы обычной хозяйственной деятельности и (2) наступили ли от совершения такой сделки негативные последствия, которые фактически поставили АО на грань существования. При этом в Законе не уточняется, что следует понимать под данными оценочными понятиями, как их можно формализовать. Судами данные формулировки ранее детально не анализировались.

Иными словами, судебная практика по оспариванию крупных сделок будет во многом формироваться заново.

Суды, используя указанные оценочные понятия, могут в будущем как ограничить круг крупных сделок, признавая таковыми только сделки, влекущие квазиреструктуризацию общества, так и сохранить действующий подход, позволяющий признавать сделки крупными по сугубо формальным признакам превышения порогов (25 % балансовой стоимости), поскольку они могут быть признаны «изменяющими вид деятельности общества либо существенно изменяющими ее масштабы». В отсутствие детальных разъяснений со стороны Верховного Суда РФ указанных понятий на практике будет наблюдаться неопределенность.

В связи с этим можно ожидать появление противоречивой судебной практики в разных регионах применения новых правил, предусмотренных Законом.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСПАРИВАНИЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ

Закон повышает порог для оспаривания сделок акционерами (участниками).

Право на оспаривание имеют только акционеры (участники), владеющие в совокупности не менее 1% голосующих акций (долей) общества.

В настоящее времякрупная сделка и сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть оспорены обществом или любым акционером (участником).

Согласно Законукрупная сделка и сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть оспорены по иску общества, члена СД или акционеров (участников), владеющих в совокупности не менее 1% голосующих акций (долей) общества.

Такие положения усиливают позиции мажоритарных акционеров (участников) и ограничивают последующий контроль миноритарных акционеров (участников) за сделками общества.

Закон изменяет основания и порядок оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью. 

Различия в порядке оспаривания приведены в таблице ниже.

 

Что нужно доказать для успешного оспаривания

Отсутствие одобрения/последующего одобрения

Голосование оспаривающего акционера (участника) могло повлиять на результаты голосования

Совершение сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков

Другая сторона по сделке знала или должна была знать о ее совершении с нарушением

Действующая редакция

Крупная сделка

+

+

+

+

Сделка с заинтересованностью

+

+

+

+

Редакция Закона

Крупная сделка

+

-

-

+

Сделка с заинтересованностью

+

но отсутствие одобрения - презумпция ущерба интересам общества в результате сделки, а не недействительности сделки.

-

+

+

 

Сравнивая правила, предусмотренные действующим законодательством, и новые правила, предусмотренные Законом, можно прийти к выводу, что порядок оспаривания крупных сделок несколько упрощается, поскольку отныне не нужно доказывать убыточность сделки.

 

В то же время Закон ограничивает доступ миноритарных акционеров (участников) к оспариванию сделок общества, что особенно чувствительно для миноритарных акционеров крупнейших ПАО.

 

Прочитавших: 12410 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности