12 мая 2016 года ФНС России подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (так называемое «Берлинское соглашение»). Подписание прошло в рамках Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине.
Берлинское соглашение - это значительный прорыв в общемировом тренде по борьбе с офшорами, а присоединение к нему России означает возможность получения налоговыми органами Российской Федерации с 2018 года в автоматическом режиме (т.е. без соответствующего запроса, в рамках специального формата ОЭСР http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/standard-for-automatic-exchange-of-financial-account-information-for-tax-matters_9789264216525-en#page1) следующей информации:
-
персональные данные физического лица/контактную информацию юридического лица;
-
номер счета, количество денежных средств, которые находятся на счете с информацией о причине поступления денежных средств на счет;
-
информация о счетах, которые открыты несовершеннолетним детям родителями, включая информацию о процентах, дивидендах и иных доходах, которые поступают на указанный счет
-
данные о депозитных счетах, включая информацию о накопленных процентах или кредитах.
Россия стала 81 страной, присоединившейся к Берлинскому соглашению, по которому планируют обмениваться информацией и такие офшоры, как Бермудские острова, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Коста-Рика, о. Мэн, Гернси, Гибралтар, Джерси.
Но заработает Соглашение только при условии двусторонних договоренностей об обмене информацией. Например, если Россия выразит готовность обмениваться информацией с BVI, а последние не изъявят такого желания, то в автоматическом режиме Российская Федерация информацию из BVI не получит. А по оценкам экспертов, Британские Виргинские Острова, находящиеся под контролем Великобритании, будут руководствоваться в этом вопросе указаниями из политически мотивированного Лондона.
Напомню, что и сейчас ФНС России имеет доступ к налоговой и финансовой информации своих резидентов зарубежом.
Данную информацию налоговые органы получают в рамках двустороннего обмена с иностранными юрисдикциями на основании ратифицированнойРоссией 4 ноября 2014 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Федеральный закон №325-ФЗ), а также двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, содержащих положения об обмене информацией с иностранными юрисдикциями.
На практике ожидать налоговым органам России запрошенную в дальнем зарубежье в рамках двустороннего обмена информацию приходится иногда по несколько месяцев.
Но надо учитывать, что тем не менее этот канал обмена работает, что явилось основной причиной побед налоговых органов в арбитражных судах по таким громким делам, как дело ООО «Орифлэйм Косметикс» (№А40-138879/14), дело ООО «Эквант» (№А40-28065/13), дело ООО «Капитал» (№А13-5850/2014) и др.
По статистике, в рамках двустороннего обмена порядка 70% запросов приходится на ближнее зарубежье (СНГ, Белоруссия и т.д.), а 30% - на дальнее, из которых подавляющее большинство – это Кипр.
Вероятнее всего, автоматический обмен также коснется Кипра, с которым будут достигнуты двусторонние договоренности как с исторически сложившимся центром расположения «российских» офшоров.
Опубликовано: http://regforum.ru/posts/2405_s_2018_goda_fns_rossii_mozhet_poluchit_avtomaticheskiy_dostup_k_finansovoy_informacii_iz_ofshorov/
| |