Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Обзор изменений финансового законодательства: Февраль 2016: Саморегулируемые организации на финансовом рынке и требования Закона о защите конкуренции

В начале 2016 года вступил в силу Закон о саморегулируемых организациях, регулирующий создание и деятельность СРО на финансовом рынке.В соответствии с законом, СРО в сфере финансового рынка занимаются деятельностью по разработке стандартов финансовых организаций и контролю за соблюдением требований указанных стандартов.

24.02.2016Capital Legal Services LLC, www.cls.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Федеральный закон [1] (далее – Закон о СРО), регулирующий создание и деятельность саморегулируемых организаций (далее – СРО) в сфере финансового рынка, вступил в силу в начале 2016 года. В соответствии с законом, СРО в сфере финансового рынка занимаются деятельностью по разработке стандартов финансовых организаций и контролю за соблюдением требований указанных стандартов.

 

Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и Законом о некоммерческих организациях [2] в форме ассоциации или союза, объединяющая финансовые организации – брокеров, дилеров, страховые организации, депозитариев, негосударственные пенсионные фонды и др.

 

СРО должно отвечать определенным требованиям, таким как:

·                в состав СРО должно входить не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;

·                иметь разработанные стандарты, регулирующие условия членства, порядок проведения проверок, требования к деловой репутации, правила профессиональной этики, а также систему мер воздействия за несоблюдение требований СРО;

·                иметь в своем составе органы управления и специализированные органы (контролирующий орган, орган по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов СРО и иные);

·                лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, должно отвечать установленным требованиям.

 

При этом каждая финансовая организация обязана вступить в СРО по своему виду деятельности в течение ста восьмидесяти дней после образования СРО, либо после выхода из членов другой СРО. Если финансовая организация уже состоит в СРО по своему виду деятельности, она может вступить в СРО того же вида в качестве ассоциированного члена с правом совещательного голоса.

 

Необходимо отметить, что СРО наделяются значительными полномочиям, среди которых отдельно можно выделить:

·           полномочия по сбору и направлению отчетности своих членов в Банк;

·           функции по контролю деятельности своих членов, в том числе путем плановых и внеплановых проверок;

·           полномочия по применению мер ответственности за несоблюдение стандартов СРО;

·                рассмотрение обращений физических и юридических лиц в отношении своих членов;

·                информационное взаимодействию с Банком России по вопросам отзыва лицензии у членов СРО, нарушений требований законодательства, направления графика плановых проверок своих членов на текущих год, направления информации по своим членам;

·                создание рабочих групп с Банком России для совместной подготовки проектов нормативных актов.

 

По мнению разработчиков закона, введение этого нового обязательного для финансовых рынков института направлено на повышение роли саморегулирования в деятельности участников рынка в условиях их количественного роста и усложнения самого рынка. Закон о СРО в сфере финансового рынка должен в перспективе повысить конкурентоспособность, сформировать целостную регулятивную систему, отвечающую профессиональным интересам участников и требованиям контроля, а также усилить защиту прав потребителей финансовых услуг.  

 

Однако, представляется, что Законом могут быть созданы дополнительные административные барьеры для новых и уже действующих участников финансового рынка, а также создано поле для потенциальных нарушений требований антимонопольного законодательства со стороны СРО и его членов. Напомним, что Законом о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе соглашений об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

 

В практике антимонопольного органа уже имеются случаи, когда СРО, в том числе и на финансовом рынке, признавались нарушившими антимонопольное законодательство. В частности, группа страховых компаний была признана нарушившей Закон о защите конкуренции путем заключения соглашения об установлении условий членства в НССО – саморегулируемой организации в сфере услуг по обязательному страхованию. Нарушение, по мнению антимонопольного органа, выразилось в том, что действительные члены НССО приняли такую версию Устава и внутренних документов, в соответствии с которой иные члены объединения были лишены возможности участвовать в управлении союзом, а также в разработке стандартов и правил профессиональной деятельности.

 

Справедливым будем отметить, что впоследствии арбитражные суды отменили данное решение ФАС России.

 

Есть и иные подобные прецеденты, в частности в Арбитражном суде Кемеровской области в настоящее время рассматривается иск, поданный Кузбасской саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, об обжаловании решения Кемеровского УФАС России. Антимонопольный орган в данном случае признал СРО злоупотребившей своим доминирующим положением путем создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

 

Представляется, что процесс создания СРО будет достаточно сложным. Например, при образовании первой по новому закону СРО (на рынке НПФ) среди участников рынка возникли разногласия, которые в итоге привели к тому, что часть НПФ, высказывающих альтернативную точку зрения, не вошла в совет СРО. Следует учитывать, что процесс образования СРО, как и его дальнейшее функционирование, должен отвечать принципам добросовестной конкуренции, а органы управления СРО не допускать дискриминацию отдельных участников рынка.

 


[1] Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

 

 Ирина Акимова
 Советник, Руководитель  Антимонопольной практики            

       

 Москва 

 iakimova@cls.ru 
 Тел.: +7 (495) 970 10 90 

  Дмитрий Гавриленко  
  Юрист  

 

 

 Москва 

 dgavrilenko@cls.ru 
 Тел.: +7 (495) 970 10 90 

Дополнительная информация

По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.

Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам

 


Прочитавших: 2788 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты