Предполагается, что правом на обращение в КС РФ с запросом о разрешении вопроса конституционности исполнения принятого против РФ решения международного суда будут наделены Президент РФ, Правительство РФ и Министерство юстиции. Основанием для направления указанного запроса будет являться «обнаружившаяся неопределенность» возможности исполнения решений международного суда «в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ».
Таким образом, органы исполнительной власти получат законный инструмент, позволяющий им не исполнять постановления ЕСПЧ, если в результате запроса в КС РФ российский суд примет постановление о том, что такое исполнение не будет соответствовать Конституции РФ.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П и предусматривает «специальный правовой механизм разрешения им (Конституционным Судом) вопроса о возможности или невозможности, с точки зрения принципов верховенства и высшей̆ юридической̆ силы Конституции Российской Федерации, исполнить вынесенное по жалобе против России постановление».
В упомянутом в пояснительной записке постановлении КС РФ, суд проверял конституционность целого ряда положений нормативных актов РФ, которые по мнению депутатов Госдумы, обратившихся с запросом в КС РФ, «не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (частям 1, 2 и 4) и 79, поскольку фактически обязывают Россию, ее органы законодательной, исполнительной и судебной власти, к безусловному исполнению постановления Европейского Суда по правам человека - даже в случае, если оно противоречит Конституции Российской Федерации». В результате рассмотрения указанного запроса, положения, которые предлагалось проверить, были признаны судом конституционными. При этом КС РФ в том же Постановлении разъяснил, что органы государственной власти, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ – правомочны обратиться в КС РФ. В дополнение КС РФ указал на возможность: «предусмотреть не противоречащий юридической природе Конституционного Суда Российской Федерации и его предназначению как высшего судебного органа конституционного контроля специальный правовой механизм разрешения им вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции Российской Федерации исполнить вынесенное по жалобе против России постановление Европейского Суда по правам человека».
Результатом предложения, содержащегося в Постановлении КС РФ и стал внесенный в Госдуму законопроект. Таким образом, группа депутатов реализовала идею КС РФ о «специальном правовом механизме», выступив с инициативой о наделении суда новыми полномочиями.
Авторы законопроекта указывают, что предусмотренный документом механизм направлен на отстаивание суверенитета России и соблюдение конституционных принципов. Инициаторы поправок считают, что среди прочего специальный механизм поможет воспрепятствовать исполнению решений международного суда, вынесение которых имеет политические мотивы, присуждает РФ к выплате крупных денежных сумм, подтверждением этого является и вышеупомянутый запрос в КС РФ, который содержал ссылку на дело «ЮКОСа».
Необходимо отметить, что несмотря на обязательность исполнения постановлений ЕСПЧ для стран-участниц Конвенции о защите прав человека, в некоторых государствах (Италия, Великобритания, Германия) имели место прецеденты неисполнения постановлений международного суда по причине противоречий конституционным основам этих государств. В этом отношении новые полномочия КС РФ не выходят за рамки международной практики. Тем не менее, предлагаемый законопроектом специальный механизм станет особенностью российской правовой системы.
| |