Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Legal alert: Новые правила лицензирования деятельности по обращению с отходами

2015 год ознаменован значительными преобразованиями в части реформирования системы природоохранного регулирования, которые существенным образом затронули и сферу обращения с отходами производства и потребления. Одним из наиболее острых и злободневных вопросов, коснувшихся субъектов предпринимательской деятельности, связанных с указанной сферой, является изменение правил лицензирования деятельности по обращению с отходами. Порядок лицензирования был изменен, в том числе, путем принятия постановления Правительства РФ от 3 октября 2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности».

03.11.2015Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Принятие новых правил лицензирования деятельности по обращению с отходами обусловлено изменением перечня лицензируемых видов деятельности, которое было осуществлено Федеральным законом от 29декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Закон внес серьезные комплексные изменения в систему законодательного регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления.

К числу изменений следует отнести существенное расширение перечня лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами, в который помимо обезвреживания и размещения отходов I– IVклассов опасности, были вновь, как и до 2011 года (до вступления в силу действующего ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») включены такие виды деятельности как сбор и транспортирование отходов указанных классов опасности, так и новые для действующего законодательства виды деятельности по обращению с отходами – обработка и утилизация отходов, которые впервые были закреплены упомянутым ФЗ от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.

Законом также была закреплена дата введения новых правил лицензирования (являющаяся датой, до которой могли быть переоформлены лицензии старого образца) – 1 июля 2015 года. Однако положениями ФЗ от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указанная дата была перенесена на 1 января 2019 года. Соответственно, субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании лицензий старого образца (на обезвреживание и размещение отходов I– IVклассов опасности) должны были переоформить их на новые до указанного срока, а те субъекты, которые осуществляли деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без лицензии, обязаны получить ее до 1 января 2016 года.

Указанные изменения обусловили необходимость принятия нового Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IVклассов опасности (далее – Положение или Положение о лицензировании). Положение было утверждено постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 года № 1062, и установило несколько иной порядок  лицензирования указанной деятельности по сравнению с порядком, предусмотренным предыдущим Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I– IVклассов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 255.

Изменения правил лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления I– IVклассов опасности коснулись отнюдь не только перечня лицензируемых видов деятельности, но и ряда основных моментов, связанных с процедурой лицензирования, перечнем лицензионных требований, их грубых нарушений, перечнем документов, подлежащих представлению в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензий и многих других вопросов.

Необходимо отметить, что органом, лицензирующим деятельность в области обращения с отходами, по-прежнему является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы. Вместе с тем, перечень лицензионных требований в соответствии с новым Положением был дифференцирован относительно лицензируемых видов деятельности. Так, например, различный набор лицензионных требований предъявляется к соискателям лицензий и к лицензиатам в зависимости от предполагаемых (или уже осуществляемых) видов деятельности в области обращения с отходами. Такая дифференциация требований в зависимости от конкретных видов деятельности позволяет уменьшить количество необходимых документов, представляемых в лицензирующий орган соискателями лицензий для получения лицензий, а лицензиатами –  для их переоформления, а также уменьшить перечень оснований для проведения лицензионного контроля в отношении указанных субъектов, тем самым снизив уровень административного давления на них.

В соответствии в новым Положением лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности– наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности– наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности– наличие у соискателя лицензии или лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности– наличие у соискателя лицензии – или лицензиата, являющихся индивидуальными предпринимателями и у работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности– проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления (такая обязанность установлена в настоящее время ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Следует отметить, что предыдущее Положение такой дифференциации лицензионных требований относительно лицензируемых видов деятельности не содержало, что позволяло предъявлять к соискателям лицензии и уже осуществляющим деятельность лицензиатам чересчур широкие требования. Более того, из перечня обязательных лицензионных требований исчезли такие требования как:

  • наличие у соискателя лицензии или лицензиата - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
  • наличие у соискателя лицензии или лицензиата - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (такая обязанность закреплена за ними п. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Изменился также перечень грубых нарушений лицензионных требований, которые являются основанием для проведения внеплановой выездной проверки лицензиатов со стороны лицензирующего органа (п. 2 ч. 10 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В настоящее время по принятому Положению к таким нарушениям относятся только:

1)       допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I- IVклассов опасности;

2)       использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I- IVклассов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Одновременно с исключением действующим Положением ряда закрепленных ранее лицензионных требований, из перечня их грубых нарушений также был исключен ряд нарушений, которые были предусмотрены предыдущим Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 255.

К числу упраздненных в настоящее время из перечня грубых нарушений лицензионных требований относится повлекшее вышеперечисленные последствия невыполнение лицензиатом следующих условий:

  • наличие у него необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие него оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у лицензиата-индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления.
  • Основным документом, направляемым или представляемым соискателем лицензии в лицензирующий орган, и необходимым для получения лицензии, по-прежнему является заявление, оформленное в соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором в соответствии с новым Положением о лицензировании (в отличие от предыдущего, в котором не содержалось требований к содержанию заявления вообще), должны быть указаны:  

а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности – перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности;

б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности– реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности– реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся ее объектом (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с ФЗ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода 2007-2009 гг., в течение которого в соответствии с законодательством не требовалось проведения государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов);

г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности – реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период 2007-2009 гг., в течение которого в соответствии с законодательством не требовалось проведения государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов.

Существенным образом изменился и перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению. В настоящее время их перечень варьируется в зависимости от видов планируемой деятельности по обращению с отходами. К указанным документам относятся:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности– копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I – IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I – IV классов опасности– копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

в) для работ по транспортированию отходов I – IV классов опасности– копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности– копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных соискателю лицензии - индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;

д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности– копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности.

Ранее, в соответствии с предыдущим Положением, требовалось представление единого необоснованно широкого набора документов без дифференциации по планируемым к осуществлению видам деятельности по обращению с отходами, что предоставляло лицензирующему органу (территориальным органам Росприроднадзора) и его должностным лицам дополнительные возможности для отказа в приеме документов и, соответственно, в выдаче лицензии.

В соответствии с действующим Положением о лицензировании соискателям лицензий уже не требуется представления ряда документов, необходимых в соответствии с предыдущим Положением, к которым, в частности, относятся:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальномпорядке;
  • перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);
  • сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;
  • сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу ФЗ от 30декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установившего необходимость проведения такой экспертизы);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Порядок проверки и подтверждения лицензирующим органом сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении о предоставлении или переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документах, о соответствии указанных лиц лицензионным требованиям также не подвергся изменениям с принятием нового Положения о лицензировании. Лицензирующий орган по-прежнему запрашивает необходимые для этого сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги или органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также иных государственных органов и органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».


В аналогичном с предусмотренным ранее порядке, лицензирующий орган размещает сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (либо об отказе в ее предоставлении), ее переоформлении (либо об отказе в ее переоформлении), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения о ее аннулировании, а также о предоставлении ее дубликата в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

 

Как и ранее, в соответствии с предшествующим Положением о лицензировании, иные административные процедуры, связанные как с порядком представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для ее получения, так и порядок осуществления лицензирующим органом сопутствующих действий: приема указанных документов, принятия решений о предоставлении лицензии (либо об отказе в ее предоставлении), ее переоформления (либо об отказе в ее переоформлении), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдачи ее дубликата и копии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина.

Росприроднадзор в своем письме от 16 октября 2015 г. № АС-03-03-36/18448 отметил, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности (без лицензии), предоставлен переходный период до 1 января 2016 г. для получения лицензии на указанные виды деятельности. При этом для осуществления видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности такой период не предусматривается – осуществление указанных видов деятельности возможно только при наличии соответствующей лицензии. Однако согласно нормам ФЗ от 29 июня 2015 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» данные лицензии, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. (с правом их переоформления на новые лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).

Таким образом, очередные изменения, произошедшие в системе лицензирования в области обращения с отходами производства и потребления, как и любые иные перманентные изменения «правил игры», неоднократно происходившие за последнее время на рынке, связанном с обращением с отходами, в первую очередь, негативно отражаются на его участниках – субъектах предпринимательской деятельности, осуществляющих сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.

Изменение правил лицензирования, предполагающее срочное переоформление лицензий старого образца на новые, а также необходимость соответствия новым лицензионным требованиям приводит к появлению дополнительных оснований и возможностей для проведения контрольно-надзорных мероприятий со стороны лицензирующих и иных органов государственной власти. В данном случае в большинстве случаев требуется эффективная правовая защита прав и законных интересов представителей бизнес-сообщества от подчас недостаточно обоснованных притязаний со стороны контролирующих органов.

 


Прочитавших: 4497 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты