Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Семинары школы права Статут


 


Legal alert: Новые критерии классификации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

28 сентября 2015 года принято постановление Правительства РФ № 1029, которое закрепило Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Данные Критерии положены в основу экологической классификации предприятий и иных объектов для обеспечения дифференцированного подхода к применению правовых мер в рамках государственного экологического надзора и разрешительных процедур.

22.10.2015Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» , www.epam.ru

Деление объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, на четыре категории является частью реформы природоохранного регулирования, которая проводится с 2014 года и направлена на совершенствование системы экологического нормирования и создание форм экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих в своей производственной деятельности наилучшие доступные технологии (НДТ). Указанные комплексные изменения, включая классификацию объектов на категории, были закреплены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на сегодняшний день продолжают поэтапно вступать в силу.

Цель дифференциации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории состоит в том, что к объектам различных категорий предъявляется различная по своему объему и содержанию система экологических требований. Это позволяет, с одной стороны, снизить уровень административного давления на малый и средний бизнес, а с другой – обеспечить комплексный контроль и надзор за крупными предприятиями и предусмотреть систему экономических мер, направленных на стимулирование перехода их на НДТ.

В соответствии с ст. 4.2. ФЗ от 1 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деление объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня их воздействия, осуществляется на четыре категории:

1.  объекты категории(оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ)) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплена обязанность:

  • получать комплексное экологическое разрешение;
  • разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать программу повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов в случае невозможности их соблюдения;
  • оснащать стационарные источники автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о них в государственный фонд данных экологического мониторинга.

2.         объекты II категории (оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую
среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

  • представлять в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (могут получить комплексное экологическое разрешение при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ);
  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

3.         объекты III категории (оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

4.         объекты IV категории (оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • не требуется расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • не требуется внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • не проводятся плановые проверки в рамках государственного экологического надзора (с 1 января 2019 года).

Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, при этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.

Указанная классификация объектов на категории тесно связана с разграничением на объекты федерального государственного экологического надзора (новые Критерии определения которых были утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903) и объекты регионального надзора, так как, например, к первым в соответствии с упомянутыми Критериями относятся объекты I категории, а также объекты II категории (в случае, если на них выдано комплексное экологическое разрешение).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, являются достаточно сложными. В число таких критериев входят: осуществление экологически опасных видов производственной деятельности, отнесение к объектам определенных видов инфраструктуры, наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды, использование определенных видов оборудования. При этом одним из ключевых отличий при разграничении на различные категории являются установленные величины проектной мощности объектов, а также показатели мощности используемого на них оборудования. 

Так, например, к I категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, связанная с определенными видами промышленного производства (производством кокса, нефтепродуктов; добычей сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа; добычей и обогащением железных руд; добычей и подготовкой руд цветных металлов, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях; с металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; химических веществ и продуктов основных органических химических веществ, а также неорганических веществ; пестицидов и прочих агрохимических продуктов (в части, касающейся производства минеральных удобрений и фармацевтических субстанций);  по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования установленной мощности.

Также критериями отнесения производственных объектов к I категории  является производство целлюлозы и древесной массы; бумаги и картона; текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции; по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней, свиноматок); по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях; по добыче угля; а также деятельность, связанная с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К указанной категории также относятся объекты определенной проектной мощности по обработке и утилизации отходов (в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок), в частности по обезвреживанию отходов производства и потребления I – III классов опасности (включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению); по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности; по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; по захоронению следующих отходов производства и потребления (отходы I - III классов опасности; отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы); по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации).

К II категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность (с установленной Критериями проектной мощностью), связанная с определенными видами промышленного производства: обеспечением электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования; добычей и подготовкой руд и песков драгоценных металлов, оловянных, титановых и хромовых руд на рассыпных месторождениях; металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; цементного клинкера во вращающихся или в других печах; извести (негашеная, гашеная) при наличии печей; производством оксида магния; сбором и обработкой сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации); производством бумаги и картона; текстильных изделий с использованием определенного оборудования; кожи и изделий из кожи с использованием

оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (с установленной проектной мощностью) (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней); производством искусственного графита; газа путем газификации и (или) сжижения углей и других твердых топлив; сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка; обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;  а также с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К II категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности); по добыче и обогащению урановой и ториевой руд, производству ядерного топлива; по эксплуатации радиационных источников (за исключением тех, что содержат в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду; пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов; по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

На объектах II категории должна осуществляться деятельность по транспортированию по трубопроводам газа и продуктов его переработки, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов; по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки; пестицидов и агрохимикатов; по сбору, обработке и утилизации отходов (на объектах установленной проектной мощности) в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; отходов IV и V классов опасности; обезвреживания отходов IV и V классов опасности; обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы.

К объектам II категории также относятся порты, расположенные на внутренних водных путях РФ (допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более); морские порты; объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более); инфраструктура железнодорожного транспорта.

К III категории относятся объекты, на которых осуществляется эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий, а также хозяйственная и (или) иная деятельность, не соответствующая критериям объектов I, II и IV категории и уровням воздействия на окружающую среду объектов IV категории.

К IV категории относятся объекты, соответствующие одновременно ряду следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод (в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

К указанной категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность (с условием соответствия вышеперечисленным требованиям) по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с невысокой установленной проектной тепловой мощностью), использованию оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции

и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).

Снижение объема административного воздействия со стороны органов государственного экологического надзора на предприятие, осуществляющее эксплуатацию объекта, отнесенного в соответствии с изложенными Критериями к одной из указанных категорий, возможно путем ее изменения при актуализации учетных сведений об объекте. Вместе с тем, необоснованный отказ в изменении категории объекта со стороны уполномоченного органа государственной власти может быть обжалован как в административном, так и в судебном порядке.

 


Прочитавших: 3845 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты