Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


«Четвертый антимонопольный пакет»: что нового?

15 сентября 2015 года Госдума во втором чтении приняла новый пакет поправок к антимонопольному законодательству. «Четвертый антимонопольный пакет» содержит значительное количество изменений во всех сферах регулирования, ряд из которых носит существенный характер. Мы выбрали наиболее важные из них.

18.09.2015Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru
Реклама:

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Доминирование

  • Исключена возможность признания антимонопольным органом доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, если его доля на товарном рынке менее 35%. Доминирующее положение при доле менее 35% по-прежнему может быть установлено у хозяйствующих субъектов в случаях, прямо предусмотренных федеральными отраслевыми законами (например, Закон о связи, Закон об электроэнергетике), а также при «коллективном доминировании» нескольких хозяйствующих субъектов.
  • Существенной является новелла о правилах недискриминационного доступа к товарам хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной монополии. Теперь Правительство РФ может принять акт, устанавливающий такие правила в отношении лица, доля которого на товарном рынке превышает 70%. Основанием для принятия указанного акта будет являться выявленное и установленное в решении антимонопольного органа нарушение хозяйствующим субъектом запрета на злоупотребление доминирующим положением.
  • Внесены уточнения, направленные на исключение из сферы контроля ФАС России преследования за злоупотребление доминирующим положением по отношению к отдельным физическим лицам. Недопустимым является злоупотребление доминирующим положением, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, а также ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (как юридических, так и физических лиц).
  • Позитивным изменением можно назвать отмену реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Отмена реестра направлена на защиту интересов лиц, в отношении которых рассматриваются дела о злоупотреблении доминирующим положением или с участием которых совершаются сделки экономической концентрации. Включение хозяйствующего субъекта в реестр с долей более 50% создавало презумпцию о его доминировании, которую на практике достаточно сложно было опровергнуть. Кроме того, нахождение в реестре кого-либо из группы лиц – участников сделки экономической концентрации являлось основанием для ее согласования с антимонопольной службой вне зависимости от стоимости активов и выручки.

Антиконкурентные соглашения

  • Устранена неясность в вопросе определения товарного рынка, необходимого для признания допустимым «вертикального» соглашения. Ранее закон предусматривал, что продавец и покупатель должны были иметь долю менее 20% на любом товарном рынке, в том числе не связанном непосредственно с самим «вертикальным» соглашением, чтобы договоренности между ними не нарушали антимонопольное законодательство. Принятые Госдумой изменения закрепили, что под товарным рынком понимается только рынок товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения. Таким образом, доля сторон соглашения должна определяться именно на этом рынке.
  • Важным изменением можно назвать и восполнение существующего пробела в ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение картельных соглашений. Теперь признается и запрещается картель не только между продавцами-конкурентами, но и между покупателями («картель покупателей»).

Недобросовестная конкуренция

  • Значительные изменения претерпела норма о запрете недобросовестной конкуренции. Ранее предусмотренные составы существенно детализированы. Данные изменения представляют собой итог работы антимонопольной службы по обобщению практики применения антимонопольного законодательства. Среди недобросовестных практик названы дискредитация конкурента, введение в заблуждение, создание смешения с деятельностью или товарами конкурента и другие.

Экономическая концентрация

  • Установлена обязанность согласования с ФАС России соглашений между хозяйствующими субъектами- конкурентами о совместной деятельности в случае превышения установленных пороговых значений по суммарной стоимости их активов или суммарной выручке. Если указанные показатели не превышают пороговые значения, хозяйствующие субъекты вправе обратиться за согласованием соглашения в добровольном порядке. Получение согласования обезопасит стороны от признания их действий по заключению соглашения о совместной деятельности нарушением ст.11 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение антиконкурентных соглашений.
  • Введена норма, позволяющая хозяйствующим субъектам до подачи ходатайства или уведомления представить в ФАС России информацию о планируемой сделке (действии). В рамках данной процедуры хозяйствующие субъекты вправе предложить условия, выполнение которых будет направлено на обеспечение конкуренции. Предполагается, что такая процедура позволит антимонопольному органу учитывать мнение хозяйствующего субъекта при согласовании сделки (действия) и выдаче ему предписания.
  • Поправками предусмотрена возможность представления ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган в электронной форме в целях упрощения документооборота. Соответствующий порядок будет отдельно установлен антимонопольным органом.
  • Сведения о поступивших ходатайствах на осуществление сделки или иного действия теперь должны будут размещаться на официальном сайте антимонопольной службы. Целью данной поправки является предоставление возможности участникам рынка и иным заинтересованным лицам направить в антимонопольный орган свое мнение о планируемой сделке (действии), а антимонопольному органу – получить представление о возможных последствиях сделки (действия) перед принятием решения по ходатайству.  

Предупреждения и предостережения

  • Поправками предусмотрена возможность выдачи предостережений не только должностным лицам хозяйствующих субъектов, но и должностным лицам государственных органов/органов местного самоуправления, если в распоряжении антимонопольного органа имеется информация о планируемых ими действиях, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.
  • Существенно расширен список нарушений, при обнаружении признаков которых антимонопольная служба должна до возбуждения дела выдать предупреждение. Так, помимо действий доминанта по навязыванию невыгодных условий договора и необоснованному отказу от заключения договора, в качестве оснований для выдачи предупреждений добавлены действия по созданию дискриминационных условий и необоснованное установление различных цен. Кроме того, предупреждение может быть выдано при наличии признаков отдельных видов недобросовестной конкуренции, а также государственному органу/органу местного самоуправления в случае наличия в его действиях признаков нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные действия и акты государственных органов/органов местного самоуправления).

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

  • В целях защиты интересов лиц, в отношении которых рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства, введена обязанность антимонопольного органа до вынесения итогового решения принимать заключение по обстоятельствам дела. Такое заключение должно содержать в том числе описание фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых антимонопольный орган пришел к тем или иным выводам. По сути данный документ будет представлять собой проект решения, с которым хозяйствующий субъект может ознакомиться и представить свои возражения.
  • Для решений и предписаний, принятых территориальными антимонопольными органами, предусмотрена процедура их обжалования в специально создаваемый антимонопольным органом коллегиальный орган. Основанием для отмены или изменения решения территориального антимонопольного органа будет являться нарушение единообразия в толковании и применении антимонопольного законодательства. При этом хозяйствующий субъект по-прежнему в случае несогласия с решением и предписанием территориального антимонопольного органа может обжаловать их напрямую в арбитражный суд.
  • Существенные изменения претерпели и иные нормы, касающиеся процедуры рассмотрения дела. В частности уточнен статус и процедура привлечения экспертов и переводчиков, предусмотрена процедура отвода членов коммисии по рассмотрению дела и экспертов, урегулированы вопросы защиты конфиденциальной информации.

Административная ответственность

  • Исключена возможность так называемой «двойной ответственности» за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь хозяйствующий субъект, которому по результатам рассмотрения дела было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечен к административной ответственности, если такое предписание им было исполнено.
  • Продолжен курс на стимулирование хозяйствующих субъектов добровольно заявлять в антимонопольный орган о заключенных антиконкурентных соглашений. К уже имеющемуся механизму освобождения от ответственности лица, первым заявившего о заключении им такого соглашения, добавлено положение о назначении минимального штрафа для лиц, сделавших это вторыми и третьими.

Таким образом, «четвертый антимонопольный пакет» должен оказать существенное влияние на практику применения. Поправки в части процедуры возбуждения и рассмотрения дел, предупреждения нарушений, а также административной ответственности, безусловно носят характер позитивных и будут способствовать обеспечению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. В целом применение закона о защите конкуренции должно стать более прозрачным и объективным. В то же время, например, обязательное согласование соглашений о совместной деятельности, правила недискриминационного доступа для «Четвертый антимонопольный пакет»: 3 что нового? компаний, не являющихся субъектами естественной монополии, направлены на установление дополнительного контроля за участниками рынка и могут влиять на права и законные интересы хозяйствующих субъектов. 

Авторы: советник Анна Нумерова, юрист Александр Балыбердин

 


Прочитавших: 4632 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События



Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты