Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


ФАС России планирует серьезные изменения в сфере законодательства об иностранных инвестициях

Вводится новое основание для предварительного согласования сделок, совершаемых иностранным инвестором. Полномочия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций предлагается расширить. Новые отрасли, имеющие стратегическое значение. Граждане России, имеющие двойное гражданство, будут считаться иностранными инвесторами. Расширяется диапазон сделок, подлежащих предварительному согласования. Усиление ответственности за нарушения в сфере иностранных инвестиций.

19.06.2015Capital Legal Services LLC, www.cls.ru
Реклама:

"Аксином": Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

В настоящее время Федеральной антимонопольной службой разрабатывается проект поправок в законодательство об иностранных инвестициях, направленных на усиление регулирования в данной сфере. Проект размещен для общественного обсуждения на портале.

Проект поправок предусматривает следующие изменения:

Новое основание для предварительного согласования сделок, совершаемых иностранным инвестором.

Действующим законодательством определен перечень оснований, по которым сделка, направленная на приобретение акций (долей) или установление контроля над российской компанией, имеющей стратегическое значение, подлежит предварительному согласованию[1].

Существующий перечень предлагается дополнить тем случаем, когда сделка имеет особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии, по которым сделка может быть признана имеющей особое значение для обеспечения обороны страны, не определены.

Соответственно, предварительному согласованию может подлежать любая сделка, совершаемая иностранным инвестором в отношении российскогохозяйственного общества вне зависимости от доли, которую приобретает иностранный инвестор, и от того осуществляет ли российская компания стратегический вид деятельности.

Решение об особом статусе сделки будут уполномочены принимать Президент России или Председатель Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – «Комиссия»).

Состав Комиссии утверждается Правительством. Действующий состав Комиссии возглавляет Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

Расширение полномочий Комиссии.

По действующим правилам при предварительном согласовании сделки (установлении контроля) Комиссия возлагает на заявителя одно или несколько обязательств, прямо указанных в Законе об инвестициях в стратегические общества[2].

ФАС России предлагает расширить перечень возможных обязательств, дополнив пунктом об иных обязательствах, выполнение которых напрямую связано с возможностью обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предлагаемая формулировка говорит о том, что в этой части полномочия Комиссии, по сути, не будут ограничены.

Расширение списка отраслей, имеющих стратегическое значение.

Поправки предполагают также изменения в части расширения перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение.

В частности, в соответствии с действующим законодательством[3] к стратегическим хозяйственным обществам относятся общества, занимающие доминирующее положение на рынке связи и в портах Российской Федерации и включенные в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (далее – «Реестр»).

Согласно проекту поправок, критерий нахождения подобных компаний в Реестре значения иметь не будет.

Кроме того, перечень деятельности, относящейся к стратегической, предлагается дополнить деятельностью операторов электронных площадок в сфере контрактной системы.

Понятие иностранного инвестора.

Понятие иностранного инвестора предлагается расширить, включив в него также граждан Российской Федерации, имеющих иное гражданство.

Соответственно, при совершении лицом, имеющим двойное гражданство, сделок или иных действий, влекущих за собой установление контроля над стратегически важными обществами, подобные действия будут попадать под сферу действия законодательства об иностранных инвестициях.

Определение контроля стратегического общества со стороны российского резидента.

Действующее законодательство об иностранных инвестициях не распространяется на отношения, связанные с совершением сделок в отношении общества, имеющего стратегическое значение, в случае если приобретателем по такой сделке является:

- организация, находящаяся под контролем Российской Федерации или ее субъекта;

- организация, находящаяся под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося ее налоговым резидентом.

Факт наличия контроля указанных субъектов над стратегическим обществом может быть установлен на основании определенных критериев, аналогичных критериям контроля со стороны иностранного инвестора[4].

В соответствии с поправками предлагается оставить лишь один критерий - возможность названных субъектов распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал стратегического общества.

Таким образом, понятие наличия контроля со стороны Российской Федерации, ее субъекта или гражданина-резидента определяется по иным, более строгим правилам, нежели наличие контроля со стороны иностранного инвестора.

Соответственно, расширяется диапазон сделок, осуществляемых иностранным инвестором, подлежащих предварительному согласованию.

Изменения в части ответственности.

Проектом поправок предлагается расширить перечень мер ответственности за неисполнение обязанности о предоставлении информации о приобретении иностранным инвестором пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы стратегических обществ.

В настоящий момент за подобное нарушение предусмотрен административный штраф в размере от 250 до 500 тысяч рублей[5].

В случае принятия данной поправки иностранный инвестор за подобное нарушение может быть лишен права голоса на общем собрании акционеров стратегического хозяйственного общества. При этом голоса, принадлежащие иностранному инвестору, не будут учитываться при подсчете голосов на общем собрании акционеров и при определении кворума.

В дальнейшем право голоса может быть восстановлено по решению суда, после надлежащего исполнения обязанности.

С учетом длительности административных процедур и сроков рассмотрения дел в судебных инстанциях иностранный инвестор, в случае применения подобной меры ответственности, может быть лишен права голоса и возможности голосовать более чем на полгода.

Предлагаемые поправки безусловно окажут влияние на правила поведения иностранных инвесторов в отношении сделок с российскими компаниями. В этой связи важно вовремя среагировать на разрабатываемые изменения с тем, чтобы своевременно подготовиться к ним и учитывать при планировании и осуществлении подобных сделок.


[1] Статья 7 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон об инвестициях в стратегические общества»)

[2] Часть 1 статьи 12 Закона об инвестициях в стратегические общества

[3] Пункт 37 статьи 6 Закона об инвестициях в стратегические общества

[4] Части 1 и 2 статьи 5 Закона об инвестициях в стратегические общества

[5] Часть 2 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Ирина Акимова
Советник

Москва

iakimova@cls.ru
Тел.: +7 (495) 970 10 90

Дмитрий Гавриленко
Юрист

Москва


Тел.: +7 (495) 970 10 90

Дополнительная информация

По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.

Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.

 


Прочитавших: 3027 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События







Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты