19 мая 2015 года Госдума приняла в первом чтении проект поправок к Закону о торговле, предлагаемых группой депутатов во главе с Ириной Яровой.
Эта новость стала неожиданностью, ведь до сих пор отсутствует официальный отзыв Правительства РФ к данному законопроекту, есть возражения со стороны Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы. Принятие данных поправок также пошло вразрез договорённостям, достигнутым 16 апреля 2015 года на совещании у Аркадия Дворковича.
Тем не менее, содержание законопроекта ещё может измениться, так как в течение 30 дней к документу нужно предоставить поправки.
Законопроект №704631-6 депутатов И. А. Яровой, В. Звагельского, Н. В. Панкова, сенатора С. Лисовского был внесён в Государственную Думу 21 января 2015 года. К самым значимым поправкам данного законопроекта можно отнести следующие:
-
Снижение максимального размера вознаграждения торговых сетей с существующих 10% до 3% от цены приобретённых товаров (т.н. премия торговой сети по договору поставки за объём продаж). В 3% предлагается заложить также и выплаты торговым сетям за оказанные ими услуги по продвижению продукции (например, услуги по выкладке товаров в магазинах, различные маркетинговые активности, организуемые торговой сетью с целью продвижения товара).
-
Сокращение предусмотренных Законом о торговле сроков оплаты продукции в зависимости от срока их годности. Вместо существующих максимальных сроков оплаты за товары: 10 дней (скоропортящиеся товары), 30 дней (товары со сроком хранения до одного месяца), 45 дней (товары длительного хранения) предлагается установить 5, 20 и 35 дней максимальных отсрочек платежа.
Представляется, что данная инициатива может повлечь риски ощутимого снижения как объёмов закупки у поставщиков торговыми сетями (сети будут не заинтересованы в максимальной закупке продовольственных товаров у поставщиков), так и объёмов реализации продовольственных товаров в торговых сетях. Потребители при этом могут быть лишены богатой ассортиментной представленности продовольственных товаров в торговых сетях.
Федеральная антимонопольная служба, уже отметила, что уменьшение ретро-бонуса и других выплат не повлечёт благоприятных изменений для поставщиков, которых сети будут вынуждать снижать закупочные цены, а снижение сроков оплаты до 5, 20 и 35 дней необоснованно, т.к. в Законе о торговле предусмотрены максимальные сроки оплаты и у контрагентов есть возможность записать в договоре поставки любые сроки в пределах установленных.
Внесение корректировок в данный документ крайне важно, поскольку он предусматривает существенные поправки в регулирование правоотношений поставщик-торговая сеть. Документ уже вызвал массу отзывов как со стороны торговых сетей, так и поставщиков.
В работе над доработкой законопроекта также важно учитывать специфику отрасли. Например, на сегодняшний день крупные поставщики и торговые сети с высокой репутацией на рынке заключают маркетинговые договоры на продвижение продукции. По данным договорам оказываются различные услуги, включая выкладку товаров в основной секции магазина, прикассовой зоне, семплинг, дегустация и прочие услуги. Данные услуги реально оказываются и подтверждаются отчётными документами. В оказании таких услуг заинтересована как торговая сеть, так и поставщик, чтобы выделить свою продукцию среди конкурирующих видов товаров и представить её потребителю. Как быть с такими услугами, если их объём превысит предлагаемые 3%? Неужели они должны быть под запретом?
Также хотелось бы отметить, что при сокращении максимальных сроков оплаты продовольственных товаров важно учитывать срок их оборачиваемости. Это особенно важно, если срок оборачиваемости в торговой сети больше чем максимальная отсрочка платежа (например, скоропортящиеся товары).
Очевидно, что законопроект требует доработки и его нужно улучшать. Документ должен отвечать интересам всех участников рынка, принимая во внимание текущую экономическую ситуацию в нашей стране.
Автор: Екатерина Кузнецова, старший юрист, коммерческая практика, Goltsblat BLP
| |